Юридическая клиника как основной помощник в подготовке высококвалифицированного специалиста для Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Щербаков, А. В. Юридическая клиника как основной помощник в подготовке высококвалифицированного специалиста для Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации / А. В. Щербаков, М. М. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 540-542. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27589/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы оказания бесплатной юридической помощи осужденным, содержащимися в исправительных учреждениях Псковской области, консультантами юридической клиники Псковского филиала Академии ФСИН России, предлагаются пути совершенствования этой работы.

На основе проведенного анкетирования среди курсантов 3 — 5 курсов, задействованных в работе юридической клиники, сделан вывод, что ценность клинического образования является хорошим помощников в будущей практической деятельности.

Ключевые слова: юридическая клиника, оказание бесплатной юридической помощи, юридические консультации, курсант-консультант.

Потребность граждан в получении юридической помощи возникает постоянно.

На сегодняшний день вопрос о бесплатной юридической помощи остается актуальным и важным. В ст.48 Конституции Российской Федерации закреплено положение:

«Каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи» [1].

На территории Псковской области действуют 19 некоммерческих организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Свою деятельность осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» [2] и Законом Псковской области от 11.03.2013 № 1263-ОЗ

«О бесплатной юридической помощи в Псковской области» [3]. Одной из таких организаций является юридическая клиника Псковского филиала Академии ФСИН России.

Одной из основных целей юридической клиники является оказание бесплатной правовой помощи осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях Псковской области.

На практике помощь осужденным предоставляется в форме ответов — консультаций при помощи видеоконференцсвязи, а также путем непосредственного проведения консультирования осужденных в исправительных учреждениях. По совместному плану взаимодействия с УФСИН России по Псковской области и прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области такие консультации проводятся силами преподавателей и курсантов юридической клиники. [4, с.15].

Нужно отметить, что консультации практически всегда проходят в дружеской атмосфере. Осужденные к приезжающим курсантам-консультантам относятся уважительно. Курсанты, в свою очередь, стараются сделать все, чтобы помочь им.

Нам стало интересно, какую роль играет юридическая клиника в подготовке курсантов к дальнейшей практической деятельности.

Было проведено анкетирование курсантов, которые входят в состав юридической клиники. Сегодня в работе юридической клиники принимает участие 32 человека (3курс — 3 человека, 4 курс — 21 человек, 5 курс — 8 человек).

Анкета состояла из 5 вопросов, 4 из которых носили открытый характер.

По итогам первого вопроса: «Каков Ваш «стаж» в работе юридической клиники?» были получены следующие результаты:

 1 год — 30 %

 2 года — 50 %

 3 года — 20 %

Второй вопрос: «Что подтолкнуло Вас принимать участие в работе юридической клиники?», носил открытый характер.

Наиболее часто встречались в ответах респондентов следующие факторы:

 Интерес к юриспруденции, который в полной мере невозможно удовлетворить на учебных занятиях;

 Желание помогать людям;

 Получение практического опыта;

 Обучение в заполнении юридических документов;

 Умение находить контакт с осужденными;

 Повышать личный уровень знаний;

 Умение воплощать теорию в практику.

На вопрос открытого характера: «Как Вы считаете, является ли деятельность курсантов в юридической клиники получением первого практического опыта в работе с осужденными? Почему?».

Все респонденты ответили на первую часть вопроса положительно. Свой ответ обосновали тем, что контакт между курсантом и осужденными проходит в условиях максимально приближенных к реальным, курсанты приобретают навыки общения с осужденными, учатся правильно вести диалог со спецконтингентом. Встречались ответы, что работа в юридической клиники помогает закреплять умения и навыки, полученные на практике.

На вопрос: «Какие навыки, умения и знания Вы приобрели при оказании юридической помощи осужденным?», чаще всего встречались следующие варианты ответов:

 Быстрое ориентирование в нормативно-правовых актах;

 Навыки интервьюирования, консультирования;

 Уметь правильно выстраивать диалог с осужденными;

 Работа с документами;

 Закрепление полученных знаний.

На последний вопрос: «Верно ли утверждение, что юридическая клиника — трамплин для будущей практической деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России?». Все респонденты ответили на данный вопрос «да».

Из выше изложенного можно сделать выводы, что стремление курсантов работать в юридической клинике, оказывая консультативную помощь осужденным, свидетельствует о его профессиональных интересах, склонностях и, наконец, об удовлетворении выбранной профессии. Необходимо привлекать курсантов

3 — 5 курсов к работе с осужденными в качестве консультантов, так как именно во время работы в юридической клинике вырабатывается перечисленные выше компоненты личности будущих сотрудников УИС.

Граждане, нарушившие закон, порицаемы обществом, но они также имеют конституционное право на квалифицированную юридическую помощь. Сотрудники и курсанты юридической клиники Псковского филиала Академии ФСИН России своей деятельностью способствуют правовому просвещению осужденных и оказывают им необходимую помощь в решении правовых вопросов. Курсантам предоставляется возможность применить знания, полученные в процессе обучения, на практике. Будущие юристы приобретают опыт работы с клиентами, навыки интервьюирования, консультирования и составление правовых документов.

Юридические клиники являются серьезным и интересным способом подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности [4, с.15].

21 января 2015 года в Академии ФСИН России состоялось заседание учёного совета, посвященное рассмотрению вопроса «Об итогах работы академики в 2014 году и приоритетных направлениях совершенствования деятельности вуза с учетом реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года», на котором начальник академии генерал-майор внутренней службы А.А. Крымов отметил, что «основной задачей вуза было и остается обучение и подготовка к реальной практической работе высококвалифицированного специалиста УИС» [5].

Для будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) работа в юридической клинике — это не просто отметка о практике, но и реальная возможность в будущем помочь конкретному человеку (осужденному) в решении его жизненно важных проблем. В настоящее время выпускники образовательных организаций ФСИН России подготовленные в основном для работы в исправительных учреждениях.

Следовательно, специфика профессиональной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России заключается, прежде всего, в том, что она является профессионально-пенитенциарной. Это означает, что деятельность юридической клиники в работе с осуждёнными должна иметь определённые приоритеты в сфере деятельности образовательных организаций ФСИН России.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время для того, чтобы деятельность юридических клиник образовательных организаций ФСИН России развивалась, целесообразно придать клиникам определённый нормативный статус.

Над этим должны поработать не только Минобрнауки России, введя юридическую клинику в образовательный стандарт по юриспруденции как практическую форму образования, но и Минюста России, ФСИН России, а также ряд других федеральных структур, профессиональных ассоциаций и иных общественных формирований.

Сегодня мы должны признать ценность клинического образования и способствовать тому. Чтобы юридические клиники более эффективно реализовывали все направления своей деятельности [4, с.17].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М., 2014.
  2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : фед. Закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Российская газета. 2011. 23 ноября.
  3. О бесплатной юридической помощи в Псковской области: закон Псковской области от 11.03.2013 № 1263-ОЗ // Псковская правда. 2013. 15 марта.
  4. А.В. Щербаков Об актуальных вопросах юридической клиники // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 11.
  5. В Академии ФСИН России подведены итоги работы в 2014 году и определены приоритетные направления совершенствования деятельности // http://www.apu.fsin.su
  6. /news/detail.php?ELEMENT_ID=171387 (датаобращения: 22.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): юридической клиники, ФСИН России, бесплатной юридической помощи, Псковской области, Академии ФСИН России, исправительных учреждениях Псковской, учреждениях Псковской области, организаций ФСИН России, работе юридической клиники, юридической клиники Псковского, юридической клинике, образовательных организаций ФСИН, филиала Академии ФСИН, «О бесплатной юридической, Псковского филиала Академии, Российской Федерации, курсантов юридической клиники, юридической помощи», юридической помощи осужденным, консультантами юридической клиники.


Похожие статьи

Юридическая клиника в роли деятельности будущих юристов

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни, в которой каждому человеку необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. На сегодняшний день вопрос о бесплатной юридич...

Перспективы введения адвокатской монополии в гражданский процесс

В статье рассматривается проблема реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Автором проанализированы понятие и основные недостатки адвокатской монополии, а также целесообразность ее введения в гражданском пр...

Проблемы реализации прав граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации

В статье исследовано значение квалификации судебного представителя, подчеркнута их ключевая функция в обеспечении справедливости, защите прав граждан. В статье также проанализированы позиции отечественных ученых и практикующих юристов. Сделан вывод о...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

Деятельность педагога играет большую роль в подготовке молодого специалиста, следовательно, необходимо более глубоко изучить вопрос указанный в названии стать. Специализированные ВУЗы, которые готовят граждан для службы в определённой структуре или у...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Похожие статьи

Юридическая клиника в роли деятельности будущих юристов

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни, в которой каждому человеку необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. На сегодняшний день вопрос о бесплатной юридич...

Перспективы введения адвокатской монополии в гражданский процесс

В статье рассматривается проблема реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Автором проанализированы понятие и основные недостатки адвокатской монополии, а также целесообразность ее введения в гражданском пр...

Проблемы реализации прав граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации

В статье исследовано значение квалификации судебного представителя, подчеркнута их ключевая функция в обеспечении справедливости, защите прав граждан. В статье также проанализированы позиции отечественных ученых и практикующих юристов. Сделан вывод о...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

Деятельность педагога играет большую роль в подготовке молодого специалиста, следовательно, необходимо более глубоко изучить вопрос указанный в названии стать. Специализированные ВУЗы, которые готовят граждан для службы в определённой структуре или у...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ...

Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере подготовки будущих специалистов в области юриспруденции. Главной задачей высших учебных заведений является преобразование студента в специалиста, на высоком уровне знающего свою специальность и...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Задать вопрос