В статье рассматриваются методы и модели обучения студентов архитектурных и строительных специальностей, основанные на применении современных технических средств обучения и информационных технологий.
Ключевые слова: методы обучения, средства обучения, информационные технологии, CAD системы, проектирование, автоматизация.
Необходимость проектирования гибких образовательных технологий подготовки студентов архитектурных и строительных специальностей обусловлена задачами модернизации образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационно-объяснительные методы, используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Одним из самых перспективных направлений использования информационных технологий при подготовке квалифицированных кадров для проектных и строительных организаций является применение компьютерной техники в проектной деятельности студентов.
Технические средства обучения позволяют более эффективно использовать такие дидактические принципы как наглядность и доступность. Использование технических средств обучения особенно актуально в преподавании графических дисциплин, где принцип наглядности является одним из ведущих. Умело подобранные и рационально используемые технические средства обучения незаменимы в развитии пространственного воображения, представлений, визуального мышления студентов. Современные технические средства представлены технологией мультимедиа, а также средствами динамической проекции представления учебной. Их использование реализуется в нескольких функциях: мотивационной, информационной, контрольной, корректирующей, тренировочной, управляющей и воспитывающей [1].
Интерактивность дает студентам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения. Благодаря высокой степени наглядности изучаемого материала, возможно достигнуть устойчивости и концентрации внимания обучаемых, что позволит повысить качество и эффективность преподавания, сэкономить время для обсуждения наиболее сложных фрагментов учебного материала.
В получении навыков проектирования важным элементом выступают программы класса САПР. Построение изображения по описанию дает возможность смоделировать любой достаточно сложный трехмерный объект, свободно вращая его, рассмотреть все элементы.
В проектной деятельности одним из направлений повышения эффективности промышленного производства является применение современных информационных технологий для информационной интеграции процессов, выполняющихся в ходе всего жизненного цикла продукции (ЖЦ), и ее компонентов. Основными составляющими ЖЦ продукции являются проектирование и разработка процессов изготовления и эксплуатации. На этих этапах закладываются все основные характеристики изделия, формируется его качество. От принятия обоснованных решений на выделенных этапах во многом зависят эффективность и затраты на остальных этапах ЖЦ. Анализ современных исследований и разработок в области технологической подготовки производства показывает, что наибольший эффект достигается при комплексном решении поставленных задач, возникает необходимость создания механизма, приводящего все составляющие в единую систему.
В настоящее время наиболее распространенными методологиями являются MRPII (ManufacturingResourcePlanning) и ERP (Enterprise Resource Planning). Основное внимание MRP II направлено на управление производственными ресурсами [1]. Методы ERP претендуют на управление всеми ресурсами, имеющимися у предприятия (персоналом, финансами). ERP лучше учитывает корпоративную структуру предприятия, его международный масштаб. Такие системы реализуют управление удаленными предприятиями и сбытовыми подразделениями по всему миру. MRP II и более новая методология ERP фактически являются стандартами управления бизнесом, реализованными во всех прогрессивных программных продуктах масштаба предприятия. Однако изучение информационных технологий для ERP как своеобразной надстройки над MRP II является достаточно перспективным. Частично поставленные проблемы решаются методом параллельного проектирования в современных CAD/CAM/CAE/PDM системах, но их применение ограничено их высокой стоимостью. Следовательно, необходимо применять многоуровневые САПР, в том числе отдельные модули CAD/CAM/CAE, а также автоматизированные системы хранения данных и системы поддержки принятия решений [2].
При правильной организации создания и применения информационных систем могут быть обеспечены следующие функции: информирование руководства предприятия о результатах деятельности всех подразделений, оптимизация потоков материальных ресурсов; оперативное, краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное планирование деятельности предприятия; планирование и оперативный контроль за циклом производства для повышения эффективности использования производственной мощности и используемых ресурсов; создание гибкой информационной системы в отделе реализации продукции, автоматизация финансовой деятельности и предоставление ее результатов на уровне руководства предприятием; гибкое изменение системы в зависимости от нужд предприятия. Представленные информационные технологии, используемые в сфере производства, позволяют по-новому взглянуть на процесс компьютеризации образовательного процесса, оценить его с точки зрения технологического направления, где компьютерная техника является мощным инструментом технологической деятельности студентов [3].
Инновационные образовательные технологии, стимулирующие активную творческую деятельность студента как в аудитории, так и вне ее, должны стать основой современного образовательного процесса в вузе. Особое место в организации продуктивной самостоятельной работы студентов занимают электронные учебники, справочники, которые предоставляют обучаемому теоретический материал, обеспечивают тренировочную и информационно-поисковую деятельность, моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Современные технические средства незаменимы в диагностике и самоконтроле знаний студентов. Вводное, текущее, итоговое тестирование становится сегодня неотъемлемыми этапами учебного процесса. В связи с этим сегодня стоят задачи разработки: авторских учебных и презентативных курсов по техническим дисциплинам, таким как начертательная геометрия, инженерная компьютерная графика; комплексного и разноуровнего мониторинга учебного процесса по техническим дисциплинам.
Литература:
- Хайитова И. И. «Анализ программных средств, используемых для проектирования». Конференция Инновации в строительстве глазами молодых специалистов. Курск. 2014г. С. 299–301.
- Юдина А. Ф. Реконструкция зданий и сооружений с применением встроенных систем// Международная научно-практическая конференция «Реконструкция. Санкт-Петербург. 2005»: Сб. докладов, часть 2. С-Пб., 2005. — С.271–273.
- Энергосбережение зданий // Профессиональное строительство, март-апрель. 2003. — С.З.