Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 01.04.2016

Статья просмотрена: 1157 раз

Библиографическое описание:

Чегаева, Е. А. Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет / Е. А. Чегаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27648/ (дата обращения: 19.12.2024).



Возрастной кризис представляет собой особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

Как указывает Д. Б. Эльконин, в предшествующий кризису стабильный период формируется то или иное новообразование, которое обусловлено всем предыдущим ходом развития ребенка, но именно в критический период оно проявляется и происходит субъективация способностей, и ребенок становится способным проявлять данное новообразование. Изменения, происходящие внутри ребенка в период кризиса и вне его — в социальной ситуации развития отражаются в его переживаниях.

Структура кризиса включает в себя три фазы: предкритическую, критическую, посткритическую. Л. И. Божович выделяет среди отличительных особенностей протекания кризиса трех лет выделяют: негативизм, упрямство, стремление к самостоятельности, обесценивание взрослых и т. д. [1].

Поддержка выступает как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи.

Эффективность педагогической поддержки в период кризиса 3 лет зависит от педагогических условий, реализуемых в процессе ее оказания: организации поддержки ребенка, повышения компетентности педагогов, взаимодействия с родителями.

Целью формирующего этапа исследования являлась реализация условий педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет.

Задачами формирующего этапа выступали:

  1. Установление контакта с ребенком, активизация потребности в общении.
  2. Снятие психоэмоционального напряжения
  3. Формирование навыков взаимодействия у детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками.
  4. Организация взаимодействия с родителями.

В раннем возрасте дети характеризуются тесной эмоциональной связью с родителями. В связи с этим организация педагогической поддержки основывается также на сотрудничестве, направленном на формирование конструктивных норм взаимодействия, развития у родителей эмоционального принятия ребенка, сопереживания ему, гармонизацию детско-родительских взаимоотношений. Организация экспериментальной работы осуществлялась нами, на основе разработанной программы оказания педагогической поддержки детям раннего возраста в период кризиса 3 лет.

В соответствии с выделенными условиями педагогической поддержки мы выстраивали работу поэтапно. Всего при организации педагогической поддержки мы выделили 3 этапа: установочно-коммуникативный, продуктивный, рефлексивный.

На установочно-коммуникативном этапе основной задачей является установление контакта с родителями и детьми. Для этого используются разнообразные формы работы. На данном этапе также осуществлялась работа с родителями, направленная на установление взаимодействия, а также на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста.

Основной задачей продуктивного этапа являлось непосредственно создание условий для преодоления кризисных проявлений. В соответствии с этим, с детьми проводились занятия, с родителями были использованы такие формы как, лекторий, дискуссионный клуб и т. д.

Заключительным являлся рефлексивный этап, на данном этапе осуществлялся анализ кризисных проявлений в поведении детей путем повторной диагностики, а также анкетирование родителей для оценки произошедших с детьми изменений.

В ходе коммуникативно-установочного этапа мы создавали условия для включения детей в общение, что бы дальнейшая работа являлась продуктивной. На этом этапе осуществлялось знакомство с детьми, анализ особенностей их поведения в ходе наблюдения, установления контакта с каждым ребенком. Для этого были использованы такие формы работы, как коммуникативные игры, индивидуальные, групповые, с использованием игрушек, персонажей театра, а также индивидуальные беседы с ребенком. Для детей, которые испытывали трудности в общении, использовались такие формы работы как, диалоги от имени игрушки, упражнения «телефон», общение с посредником.

В процессе данной работы для нас было важно, чтобы все дети в группе включались во взаимодействие, испытывая при этом положительные эмоции. В ходе установления контакта с детьми, мы отметили что, определенная часть детей является более общительными, активными и легко вступает в контакт со взрослым. Другая часть детей испытывают разного рода трудности во взаимодействии со взрослыми, у детей проявляется застенчивость, тревожность у некоторых детей отмечаются черты демонстративности и конфликтности.

Используя разнообразные приемы на данном этапе, мы смогли установить со всеми детьми контакт для того, чтобы продолжить работу по оказанию поддержки в период кризиса.

Организация работы с родителями на этом этапе выстраивалась нами на основе проведения тренинга. В основу разработки данного тренинга была положена программа тренинга, рекомендованная Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной. Содержанием данного тренинга являлись 4 занятия, в ходе которых мы не только устанавливали контакт с родителями, но и формировали у родителей предоставление об особенностях развития детей раннего возраста, также формировали у родителей знания о том, какие трудности в общении проявляются у детей в период кризиса 3 лет, каким образом преодолевать в поведении такие проявления как тревожность, агрессивность и т. д.

В ходе работы с родителями мы смогли также проследить связь между особенностями поведения родителя, его отношением к ребенку и психологическими особенностями ребенка. Учитывая специфику детско-родительских отношений в каждой семье, мы смогли осуществлять индивидуальный подход к детям и при оказании педагогической поддержки точнее определять наиболее эффективные для каждого конкретного ребенка приемы. Поскольку, одним детям во взаимоотношениях с родителями не хватало эмоционального принятия, другим детям не хватало конструктивных форм взаимодействия.

По результатам данного этапа мы отметили, что были сформированы продуктивные взаимоотношения как с детьми, так и с родителями. Дети откликались на наше обращение, активно включались в игры, бесед. Родители стали представлять собой хорошую сплоченную рабочую группу. Это позволило нам перейти к следующему этапу работы.

На продуктивном этапе мы провели комплекс занятий для детей, в ходе которых мы уделили основное внимание снятию психоэмоционального напряжения у детей, развитию у них навыка взаимодействия со сверстниками, снижению проявлений тревожности и агрессивности. Программа занятий с детьми разрабатывалась на основе программ, предложенных О. В. Хухлаевой, А. С. Роньжиной, С. В. Крюковой.

В рамках данной работы на специально организованных занятиях мы использовали комплекс разнообразных приемов для оказания педагогической поддержки детям. В число этих приемов входили, вербальные приемы, такие как словесное поощрение, положительная оценка, создание ситуации успеха. Невербальные приемы, такие как, прикосновение, поглаживание, держание ха руку и т. д.

В ходе занятий мы предлагали детям, разнообразные задания, которые были направлены на выражение детьми своего эмоционального состояния в том или ином виде деятельности, снятие психоэмоционального напряжения через разнообразные двигательные упражнения, игры под музыку, психогимнастические этюды и т. д.

Для детей, которые используют определенные трудности в период кризиса 3 лет, связанные с повышенным негативизмом, демонстративностью, мы в процессе работы создавали условия для повышения уверенности в себе, познания себя, отмечали положительные стороны этих детей, акцентировали внимание на их возможностях, их умениях, старались привлекать детей к совместной деятельности давая им поручения и повышать их самооценку.

Снятию негативных проявлений в поведении способствовали игры, позволяющие выражать негативные эмоции, игры в которых предполагается символический разрушительный характер действий. Мы отмечали в процессе работы с детьми что дети, характеризующиеся повышенной агрессивностью с удовольствием, включались такие игры. Дети застенчивые требовали больше словесной поддержки, больше невербальных проявлений поддержки, это помогало им почувствовать себя более уверенно.

Мы в процессе работы использовали разнообразные игры, упражнения на развитие навыков взаимодействия между детьми, что также способствовало повышению уверенности в себе, развитию само принятия у детей.

Параллельно с данной работой мы вели работы с родителями, основной задачей которого было формирование представлений у родителей о сущности кризиса трех лет, о его проявлениях, а также о тех методах и приемах, которые позволят более эффективно взаимодействовать с ребенком в данный период.

В соответствии с этим, мы провели родительский лекторий, состоящий из трех занятий, на которых было рассмотрено понятие кризиса трех лет, были рассмотрены причины и проявления кризиса, а также особенности переживания кризиса детьми. Такая работа позволила углубить понимание родителями проблем детей, родители стали в поведении более терпеливы, более тактичны, что положительным образом отразилось на поведении детей в целом, они стали более спокойными, более активными во взаимодействии, у них стал преобладать положительный эмоциональный фон.

Для того, чтобы сформировать у родителей умения и навыки оказания поддержки детям в данный период мы использовали практические формы работы. В частности, мы провели дискуссионный клуб с родителями по проблемам конструктивных и не конструктивных форм взаимодействия с ребенком. Обсуждение этих форм оказало положительное влияние на разрушение у родителей некоторых стереотипных представлений, а также способствовало формированию более адекватного виденья происходящих в ребенке изменений.

Также на этом этапе мы провели занятия для родителей. В ходе практического занятия с родителями мы способствовали формированию у родителей конкретных умений связанных с освоением техники активного слушанья ребенка, освоения способов вербального не вербального проявления сопереживания ребенку, оказание ему поддержки и помощи.

Организация работы с педагогами включала в себя: наблюдение и анализ поведения детей, углубление знаний о сущности и симптомах кризиса 3 лет (консультации «Кризис 3 лет», «Проблемы в поведении детей 3 лет»), формировали навыки оказания педагогической поддержки (семинары-практикумы).

На рефлексивном этапе мы провели оценку эффективности проведенной работы с детьми, путем повторной диагностики, а также на итоговом занятии провели рефлексию с родителями, проанализировали, какие изменения родители отмечают в детях, в самих себе и провели анкетирование.

Для оценки результатов работы мы приступили к контрольному этапу. Результаты исследования показали, что количество детей, находящихся в предкритической фазе на контрольном этапе эксперимента уменьшилось на 35 %, количество детей, находящихся в критической фазе кризиса уменьшилось на 5 %, количество детей, находящихся в посткритической фазе кризиса увеличилось на 40 %. Это означает, что 40 % детей в результате проведенной нами работы смогли благополучно пройти данный возрастной кризис.

Таким образом, организация педагогической поддержки в период кризиса трех лет выступает важным фактором его успешного преодоления детьми.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. Московский социально-психологический институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2011. — 352 с.
  2. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления [Текст] / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, «Флинта», 2009. — 129 с.
  3. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика 2009. — С. 60–77.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогической поддержки, период кризиса, кризиса трех, период кризиса трех, оказания педагогической поддержки, кризиса трех лет, педагогической поддержки детей, детей раннего возраста, педагогической поддержки детям, поведении детей, организация педагогической поддержки, формы работы, количество детей, фазе кризиса, конструктивных форм взаимодействия, Условия педагогической поддержки, родителями проблем детей, процессе работы, переживания кризиса детьми, психоэмоционального напряжения.


Задать вопрос