Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 02.04.2016

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Козлова, Е. В. Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов / Е. В. Козлова, Г. К. Сушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 650-651. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27656/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Физические упражнения, — писал Ибн Сина,- есть произвольные движения, приводящие к непрерывному дыханию и являются самым главным условием сохранения здоровья. Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении».

Разработка оптимальной системы физического воспитания требует научно обоснованной методики двигательного режима, определения количества движений, необходимых для укрепления и сохранения здоровья.

В настоящей работе представлены результаты наших исследований одной из основных групп населения — студенчества, так оно составляет значительную часть молодежи и рекомендации по этой группе можно использовать для всех людей в возрасте 17–25 лет с учетом специфики их трудовой деятельности. Исследования проводились не только на практически здоровых людях, но и на студентах, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как это группа молодых людей, составляющая значительную часть студенчества (до 10–15 % по нашим данным), нуждается в особых рекомендациях.

Для выявления эффективности занятий физической культуры на совершенствование деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной систем и повышение физической подготовленности проведено обследование большего числа студентов. Решалась и другая задача: определить, достаточно ли 2-х занятий в неделю по физвоспитанию для покрытия «дефицита» мышечной деятельности в условиях общей гиподинамии?

Критериями служили показатели физической подготовленности и физического развития. Проводились контрольные испытания по нормативам комплекса «Алпамиш и Барчиной» (бег 100 и 1000 метров, прыжки в длину с места и с разбега), антропометрические измерения (рост, масса, окружность грудной клетки, ручная и становая динамометрия, ЖЕЛ).

Занятия физической культурой повышают устойчивость организма не только к физическим нагрузкам, но и к экстремальным факторам, каким, например, является летняя жара. Кроме того, занятия физической культурой благотворно влияют на кроветворную систему. Увеличиваются число красных кровяных телец (эритроцитов), обеспечивающих организм гемоглобином (переносчиком кислорода). Совершенствуется также процесс приспособления кроветворной системы к физическим нагрузкам. Занятия физкультурой в течение 2-х лет вызывают у студентов положительные изменения и со стороны функции легких.

Максимальный объем дыхания (количества воздуха, которое проходит через легкие в минуту) увеличился с 8,3 до 12,3 литра в минуту, то есть возросли потенциальные возможности дыхательной системы.

Особое внимание необходимо уделять занятиям со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и, особенно в состоянии сердечно-сосудистой системы. Это недостаточность митрального клапана (так называемый «порок сердца»), ревматизм, хронические воспаления миндалин — тонзиллит или ангина с жалобами на функциональное состояние сердечно — сосудистой системы. Сложность работы с этими студентами заключается в том, что большинство их освобождаются от занятий физкультурой в период обучения в школе, лицеях и колледжах, а потому они очень плохо переносят даже легкую физическую нагрузку. Вследствие плохой общефизической подготовленности у них очень низкие показатели физического развития. Так, размах движений грудной клетки (разница в окружности ее на вдохе и выдохе) составляет 5,7 см, вместо должных 9–11 см, ручная динамометрия — 50 % от массы тела, вместо должных 70–75 %, становая сила 80–90 %, вместо должных 180–200 %. ЖЕЛ составляет 40мл на 1 кг массы, вместо должных 50–60 мл. У части студентов этой группы избыточная масса превышала должную на 20–25 %. С этими студентами, прежде чем начать занятия физическими упражнениями, проводиться беседа о необходимости соблюдения диеты. Только после некоторого снижения массы тела можно начинать занятия физическими упражнениями. Ведь избыточная масса тела на фоне заболевания сердца не позволяет давать должную физическую нагрузку. Время занятий с указанными студентами распределяется следующим образом: подготовительная часть — 25–30 минут, основная часть — 25–30 минут, заключительная — 10–15 минут, тогда как в группах здоровых студентов подготовительной части уделяется 5–10 минут, основной — 50–60- минут, заключительной — 5–10 минут.

В подготовительной части дают упражнения на внимание, разные виды ходьбы, перестроения, упражнения, охватывающие малые и средние группы мышц, координирующие движения. При выполнении упражнений, направленных на общее развитие, особое внимание уделяют равномерному глубокому дыханию и темпу выполнения упражнений (малый и средний). В конце подготовительной части проводится бег с постоянным увеличением его времени в течение учебного года от 1 до 7 минут. Вначале бег чередуют с ходьбой.

В основной части занятия упражнения преследуют цель тренировки экстракардиальных (внесердечных) факторов кровообращения, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирования правильной осанки, укрепления мышц туловища и др. Даются упражнения на различные группы мышц и упражнения со снарядами (мячи, медицинболы, гимнастические палки, эспандеры, обручи, скакалки, булавы и др.). Нагрузка постепенно повышается. В начале учебного года ходьба составляет 1 км, в конце — 3 км, бег увеличивается от 500 до 1000 метров в конце учебного года.

Заключительная часть включает в себя ходьбу, игры малой подвижности, упражнения на расслабление или эстафеты на месте.

Плотность занятий (процентное отношение времени активных движений к общей продолжительности занятия) в начале года составляет 35–40 %, в конце — 55–60 % (в группах со здоровыми студентами плотность занятия составляет 80–90 %).

В течении 2-х лет занятий физической культурой увеличивается размах движений грудной клетки до 8,5 см (было 5,7 см), ручная динамометрия — до 60–65 % (было 50 %), становая сила — до 130 % (было 80–90 %), жизненная емкость легких — на 50–52 мл на 1 кг массы (было 40). Главное — улучшилось общее самочувствие студентов, появилась тяга к занятиям физической культурой.

За первые два года заметно улучшаются и показатели контрольных нормативов студентов с отклонениями в состоянии здоровья выполняли на уровне здоровых. Так, результат в прыжках в длину с места улучшился на 21 см, в беге на 100 метров — 1,4с. Результат в отжимании улучшился в 2 раза и достиг 10 раз за один подход. Увеличилась и физическая работоспособность по тесту PWC170. Если в начале она составляла 570кгм/мин, то к концу второго года физическая работоспособность достигла 870кгм/мин. Инструментальные методы исследования также показали улучшение функциональных показателей.

Таким образом, занятия физической культуры в течение двух лет значительно укрепляют здоровье студентов, улучшают их физические и функциональные возможности. Об этом свидетельствует и изучение реакции студентов на физическую нагрузку. Так, если в начале занятий лишь у 44,3 % студентов наблюдался нормотонический тип реакции, то к концу второго года занятий физической культурой процент студентов с нормальным типом реагирования на физическую нагрузку достиг 76 %.

Под влиянием систематических занятий физической культурой происходят структурные изменения и в костно-суставном аппарате. Изменяется не только размер костей (увеличение поперечника кости), но и их форма.

Специальными тренировками (вис на перекладине) можно значительно растягивать связки и межпозвоночные хрящи, удерживающие позвоночный столб.

Главная трудностью в работе с этими студентами была необходимость внушить им, что занятия физической культурой помогут им укрепить свое здоровье.

Важнейшей задачей является выработка у молодых людей привычки регулярно заниматься физическими упражнениями, которую они должны сохранить на всю жизнь. Кроме благотворного влияния на здоровье, эти занятия воспитывают также у будущих специалистов высокую организованность и целеустремлённость, способствующие успешному решению стоящих перед ними профессиональных задач.

Опыт работы со специальными группами показывает, что именно у этого контингента наблюдается наибольшее прилежание на учебных занятиях и в выполнении домашних заданий, стремление компенсировать имеющиеся физические недостатки. Для успешного физического самосовершенствования, прежде всего, необходимо иметь интерес к этому. Если у студентов нет желания заниматься, то никакие, даже самые эффективные средства и методики физической культуры не решат всех проблем в деле физического воспитания студенческой молодёжи.

Основные термины (генерируются автоматически): физической культурой, занятий физической культурой, физической культуры, физическими упражнениями, занятия физической культурой, физическую нагрузку, занятия физическими упражнениями, размах движений грудной, грудной клетки, движений грудной клетки, физической подготовленности, состоянии здоровья, физической культурой благотворно, занятий физической культуры, подготовительной части, Занятия физической культурой, занятиям физической культурой, занятия физической культуры, систематических занятий физической, показатели физической подготовленности.


Похожие статьи

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Похожие статьи

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Задать вопрос