Основа всей жизни человека-ритм,
данный каждому его природой, дыханием
К. Станиславский
Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской речи показывает её большую значимость в психическом развитии ребёнка, поскольку развитие мышления, когнитивных функций и формирование личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования.
Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат нарушения. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
У детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму.
Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности.
На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования.
На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа:
- «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).
- Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).
- Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).
- Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.
- Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.
- «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз.
- Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.
- «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.
- Протопать ножками под ритм стихотворения.
Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания:
- Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро).
- Определить подходящий ритм для высказывания, например:
Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).
Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно).
- Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.).
- Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.
Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.
- Повторение фраз за педагогом в заданном темпе.
- Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
- Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен).
- Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.
- Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:
- Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).
Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).
Колесами стучу, стучу (Топают ногами).
Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).
Садись, скорее, прокачу.
Чу-чу-чу-чу!
- Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
Я ее не разбужу.
- Тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук, тук.
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
- Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов.
- Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе.
Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.
Литература:
- Филатова Ю. О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики [Текст] Ю. О. Филатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 1. — Т. 3. Педагогика. — С. 99–111.
- Филатова Ю. О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю. О. Филатова. — М.: МПГУ, 2012. — 218 с.
- Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика: диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием: метод. рекомендации / Н. А. Рычкова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 32 с.
- Овчинникова Т. С. Музыка. Движение. Воспитание Т. С. Овчинникова, А. А. Симкина. — СПб.: КАРО, 2011. — 88 с.