Тюбетейка — важный мужской или женский национальный головной убор, получивший своё название от творческого слова «Тюбе», означающего верх, вершину. Тюбетейка из древне является одним из основных видов головного убора в Средней Азии.
Узбекское название этих головных уборов — «дуппи» или «калпок». В обычае носить тюбетейку свою роль сыграла религия — ислам, которая запрещала мусульманам выходить из дома с непокрытой головой.
Удивляет разностороннее использование тюбетеек нашими великими предками, которые являлись не только элементом национального костюма для мужчин, украшением костюма для женщин, но и выполняли самые различные функции. Она также служила не только как дополнительный элемент гардероба, но и ещё прекрасно защищала голову своего владельца от солнца, которое беспощадно палит на территории нашей страны, практически круглый год. Хлопчатобумажная ткань, из которой они изготавливались помогала не только избежать солнечного удара, но и способствовала хорошей вентиляции головы и волос.
Упоминание о головных уборах, напоминающих тюбетейки, встречаются в исторических документах XV-XVI веков. В музейных коллекциях сохранились образцы вышитых тюбетеек, относящихся к середине XIX века. В давние времена тюбетейка могла многое рассказать о своём хозяине. Читая узор, которым была вышита тюбетейка, можно было легко определить чем занимался её владелец и откуда он родом. Сегодня, однако не каждый задумывается над посланиями, скрытыми в узорах дуппи, а ведь каждый изгиб, рисунок, линия — несут в себе глубокий смысл и тайну. До настоящего времени в народе сохранились целые легенды и предания о тюбетейках.
Четыре цветка в верхней части тюбетейки по преданию охраняют здоровье мужчины с четырёх сторон, а шестнадцать цветков по кромке тюбетейки выражают желание быть большой и дружной семьёй. «иметь шестнадцать детей», сообщается в альбоме «Тюбетейки Узбекистана ХIX — XX веков». Это хорошо видно на примере одной из самых распространенных классических тюбетеек для мужчин. Эти дуппи родом из Ферганской долины, но стали популярны по всей стране. Они имеют строгий, скромный и в тоже время очень декоративный вид.
Для этих тюбетеек характерноконтрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца «калампир» с чёрным фоном. Вышитые белым шелком цветы на темном фоне служили как бы выражением чистоты души и сердца мужчины. Однако нельзя однозначно утверждать, что на этом головном уборе выражено именно растение. Некоторые исследователи видят в нём отголоски некоторых космических представлений, пришедших из глубины веков.
Таким образом, все элементы оформления узбекской тюбетейки цвет, линия, символический орнаментальный знак несут в себе важную смысловую нагрузку, не редко связанную с таким универсальным понятием, как жизнь и смерть, свет и тьма, земля и небо, добро и зло.
Используя растительный характер вышивок, цветовые решения которых достигались путём колористического противопоставления цветочных и лиственных частей узора, изображали те растения, которые наряду с декоративным их значением, обладали какой — либо целительной силой и использовались при лечении различных недугов.
Среди цветочных мотивов распространены розы, ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони и другие, а среди плодов — изображение граната, вишни и черешни, миндаля и перца и др. Например, считалось, что цветок сладкого миндаля «бодом» — это трехмесячный эмбрион человека. Какие — то тайные экзотерические и мистические смыслы.
Растительные формы орнамента решались стилизовано в плоской манере, обобщенно. Цветы изображались сверху и сбоку. Особенно тщательно разрабатывались детали внутри цветков.
В орнаменте вышивок встречаются и листья нескольких форм: овальные, с зубчатыми краями, напоминающие листья сирени: трилистники и пятилистники роз различных очертаний, длинные листья «ёлочкой», листья с зубцами на одной стороне.
Растительные узоры часто оживлялись изображениями ярких пестрых птиц. Птицы могли составлять и основной узор орнаментального мотива. В основном, это изображение фазана, петуха, соловья «булбул». Фигурки птиц решаются ярко, декоративно, они органичны и едины по своему стилю с орнаментом.
Среди зооморфных мотивов используются изображение символов, например, мотив рогов, олицетворявших силу мужества, защиту. Мотив бараньих рогов встречается как ряд из двойной спирали в виде окантовки или в форме листьев рядами в качестве окаймляющей отделки. Под узором бараньими рогами, особенно его спиральным вариантом, предполагают также древней космологический мотив спирали, символизирующий вселенную, вечное движение.
Распространённым в орнаменте тюбетеек является изображение извивающейся змеи. Можно предположить, что представление о магической силе змеи было связано с бытовавшим в прошлом культуре змеи, следы почитания, которой прослеживаются до наших дней. Змее «илон» приписывалось множество положительных функций. Она считалась охранительницей дома, семьи, богатства, скота, зерна, кладов и т. д. Почиталась она и покровительницей женщин и детей, особенно новорожденных. Узор «илон изи»- след змеи, распространённый в вышивке, согласно мифологической традиции, также выполняя роль оберега.
На тюбетейке вышивают изображение горного козла, скорпиона, животного, напоминающего леопарда. Распространены изображения звериных лап или птичьих следов. Следы животного в пути к воде, а значит к жизни.
Узорное богатство тюбетеек достигается и с помощью цвета.Применялись следующие цвета и оттенки «ок» — белый, «кора» — чёрный, «оч кук» — светло голубой, «тук кук» — темно голубой, «саусан» — фиолетовый, «зейноби» — зелёный тёплый, «тутаки» — зелёный холодный, попугаечный «тути»- попугай, «сарик» — жёлтый, «пушти» — тёмно малиновый, «шол» — красный.
Неотъемлемой частью украшения тюбетейки является тесьма — «жияк», в отдельных местах «зех», «шероза», как правило, обремляет тюбетейку и как бы предохраняет владельца от злых сил. Тесьма украшается одним или двумя повторяющими мотивами. Дополнительный цветовой ритм создаётся в ряде случаев за счёт разноцветной разработки двух родственных мотивов.
Крой тюбетейки обшивается также узкой полоской черного бархата или сатина. В этом случае орнамент околышка тюбетейки является продолжением орнамента донца.
Узоры, вышитые на тесьме золотой и серебряной нитью «зехи курта», указывали на высокий статус обладателя тюбетеек или на сакральность события, в связи с которым её надевали. Если при пошиве мужских тюбетеек используют чёрный сатин или бархат, то женские тюбетейки делают из шёлка, бархата, парчи.
При выполнении узоров использовался шёлк, который окрашивали в нужный цвет натуральными красителями. Изделиям придают круглую или квадратную форму, однако встречаются конусообразные, полусферические и даже плоские тюбетейки. Вообще же исторические формы дуппи вышли из остроконечной тюбетейки, которая носилась под чалмой.
Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышитой бисером, а такжестеклярусом, металлическими накладками.
Над узорами вышивки работали особо одарённые художники — рисовальшицы — «чизмакаш». Узоры наносились прямо на подготовительную ткань чернилами или тушью обычно при помощи тонко отточенной камышинки в виде карандаша — «калам». Если ткань была тёмной, то узоры наносились раствором желтой краски, слегка загущенной сахаром. Помимо заострённой камышиной палочки использовались обыкновенные стальные перья. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до высшего искусства. Сама технология изготовления тюбетеек- трудоёмкий процесс и состоит из нескольких этапов, от закройки до прессовки проходит 16 этапов и все они выполняются женщинами и только на последних стадиях придания тюбетейки традиционной формы подключаются мужчины, так как прессовка очень трудоёмкий процесс.
Мелкий узор вместе с орнаментом тюбетейки вышивается раздельно- сначала верхнюю часть, потом кромка. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того, чтобы придать тюбетейке твёрдую форму, её дно прострачивают и между строчками вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же пропитанную клеем бумагу вставляют между лицевой и изнаночной материей. Таким образом тюбетейки сохраняют свою форму и долгое время служат своему хозяину.
Есть несколько видов тюбетеек, шесть исторически сложившихся региональных групп: ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинская, хорезмская.
Они различаются по регионам — формой, орнаментом, знаками художественнойсимволикой. На создание определённого типа тюбетеек в том или ином регионе влияли не только природные условия и национальный состав населения, но исторически сложившиеся в нём художественные традиции и общий уровень развития художественной культуры.
Наиболее ранние тюбетейки по своему происхождению изготовлены в городах Ферганской долины, Чусте, Маргилане, Коканде, Андижане. В Ташкенте большинство тюбетеек для женщин вышивались в тех пике сплошного пошива крестиком «ироки», где преобладали цветочные мотивы на белом вышитом фоне.
В Сурхандарье и Кашкадарье круглые, конусообразные формы тюбетейки вышивались ярко контрастными шёлковыми нитками, то в Бухаре их шьют из дорогого бархата и расшивают золотом, золотыми рельефным шитьем.
Раньше также тюбетейки делали только мужчины. Считалось, что если женщина вышивает золотом, то оно скоро потускнеет. Шахрисабзские тюбетейки называют «гилам дуппи» — ковровые тюбетейки, все расшитые «ироки», на них очень много орнаментов, очень много яркого цвета. Маргиланские тюбетейки — «Маргилон дуппи» — они плотно облегают голову, небольшой высоты. Они отличаются удлинённой и тонкой формой «стручков».
Женская Андижанская тюбетейка — вышивается в стиле «ироки» — плотным крестиком или гладью — на белом фоне цветы урюка, граната и кусты роз. Змеевидная дорожка крест на крест — это традиционный «илон изи» — след змеи — оберег от злых сил. Их носят молодые девушки. К названиям тюбетеек добавляется имя города, где они изготовлены: «Чуст дуппи», «Маргилон дуппи», «Шахрисабз дуппи» и так далее.
По головному убору определяли принадлежность человека к той или иной местности. Особенно дорожили тюбетейкой мужчины, ведь она являлась неотъемлемой частью узбекского национального костюма мужчин. Недаром гласит народная узбекская пословица: «Тюбетейка джигиту всегда к лицу». Сбросить тюбетейку с головы — значило нанести дерзкое оскорбление. Нередко можно было услышать в спорах мужчин язвительный вопрос: «На твоей голове есть тюбетейка?», что означало: «Мужчина ты, или нет?».
Старинное ремесло не забыто в Узбекистане. Люди по-прежнему носят тюбетейки. Тюбетейки бережно носятся. Передают от мамы к дочке, от старшей сестры к младшей (женщины не носят тюбетеек, только в некоторых регионах, например в Кашкадарье женщины старшего возраста носят тюбетейки под платком). На многие традиционные праздники тюбетейка — обязательный и дорогой подарок.
Узбекские тюбетейки заслужено пользуются спросом во всём мире. Иностранные туристы стремятся приобрести головные уборы, как обычный сувенир, многие украшают свой дом. У гостей Узбекистана, которые хотят ознакомиться с историей тюбетеек и увидеть самые необычные их экземпляры есть такая возможность в государственных музеях истории искусств и прикладного искусства.
А вот купить тюбетейку в личное пользование можно на любом базаре и в специальных известных магазинах и туристических центрах.
Литература:
- Фатхутдинова З. А. Технология головных уборов. Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей.— T.: Turon-Iqbol, 2006. 144.
- Aбдуллаева К. М. Проектирование, моделирование и художественное оформление швейных изделий. Учебное пособие. — T.: Noshir, 2010. 168.
- Абдуллаева К. М. Технология шитья детской одежды Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей.— T.: Voris-nashriyot, 2006. 160.