В современном обществе большая часть профессиональных учебных заведений заинтересована в увеличении своей конкурентоспособности, что становится актуальной проблемой в условиях социально-экономических отношений, формирующихся в России. Возникают различные новейшие положения в образовании, требующие от учителей соответствующих реакций на постоянно изменяющиеся технологии и неконкретность среды. Современное общество нуждается в конкурентоспособных педагогах, осуществляющих профессиональную деятельность на высоком уровне продуктивности.
На сегодняшний день понятие «конкурентоспособность» широко используется в науке. Но проведенный теоретический анализ показал, что в психолого-педагогической литературе конкурентоспособность педагога изучена в недостаточном объеме. С педагогической точки зрения конкурентоспособность личности рассматривалась В. И. Андреевым, О. Н. Филатовым, В. Н. Харькиным, Д. В. Чернилевcким. Проблема профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности студентов — будущих специалистов изучается в научных работах Ю.В Андреевой, Л. М. Митиной, Ф. Р. Туктарова, Э. Р. Хайруллиной, В. И. Шаповалова и др. Однако исследования, посвященные проблеме развития конкурентоспособности студентов-будущих учителей начальных классов в образовательном пространсте вуза, фактически отсутствуют, что еще раз подчеркивает актуальность данной проблемы.
На сегодняшний день в стране полностью завершился этап общественного отрицания самого термина «конкурентоспособная личность». Настало время пересматривания и адекватной оценки реальной значимости конкурентоспособной личности в различных сферах жизнедеятельности.
Характеристикой высокой конкурентоспособности учителя начальных классов и подтверждением наличия первой или высшей квалификационной категории принято считать современную практику и вероятность обмена инновационным опытом. Говоря о современных учителях, конкурентоспособность представляется как новейшее качество профессиональной подготовленности педагога, иначе говоря, его стремление и возможность решить не только типичные профессиональные задачи, но и нетиповые, к которым относится надпредметное обучение.
Акцентируя внимание на надпредметном обучении, стоит иметь ввиду современные цели профессиональной деятельности, к которым относятся такие навыки учителя как: планировать образовательный процесс, применяя различные формы взаимодействия и вовлечь в них обучающегося; владеть проектным мышлением; перестраивать содержимое образовательно-воспитательного процесса в педагогические задачи надпредметного обучения; побуждать интерес учащихся путем привлечения их в различные виды деятельности [7].
Конкурентоспособность современного учителя начальных классов детерминируется теми индивидуально-психологическими качествами, которые позволяют выстраивать продуктивные стратегии развития и саморазвития в профессии, которые ведут к достижению вершин в профессиональной деятельности [3].
Психологической основой образовательных проектов и программ развития конкурентоспособности личности служит принцип саморазвития, интегрирующий структуру фундаментальных принципов развития личности, формирующийся в культурно-исторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л. С. Выготский (1983), психологической теории личности и деятельности А. Н. Леонтьева (1975) и С. Л. Рубинштейна (1989) и других [1].
В системе педагогического профессионального образования отсутствует содержание, направленное не только на развитие конкурентоспособности, но и на подготовку выпускников к самостоятельному трудоустройству в условиях современного рынка труда. Существует объективная необходимость в разработке целенаправленной программы развития конкурентоспособности студента-будущего учителя начальных классов в образовательном пространстве вуза.
Конкурентоспособность будущего учителя начальных классов представляет собой совокупность индивидуальных и личностных качеств в единстве и включает в себя способности, черты характера, потребности и состояния, дающие возможность плодотворно функционировать в педагогическом процессе, педагогическом взаимодействии и самореализации педагога.
Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных классов будет эффективнее, если в различных сферах индивидуальности студентов выделить компоненты, обуславливающие конкурентоспособность.
В развитии конкурентоспособности применяют не только традиционные, но также и активные методы обучения, а также педагогические профессиональные тренинги подготовки к трудоустройству.
Суть конкурентоспособности как индивидуальной и личностной характеристики субъекта, будущего учителя начальных классов, включает в себя умение ставить четкие цели, выявление ценностных ориентаций, творческое отношение к делу, способность быть лидером, толерантность, трудолюбие, стремление к постоянному саморазвитию, к непрерывному профессиональному росту, стрессоустойчивость, которые формируются за счет компонентов интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции, индивидуальности студента.
Выявление индивидуальных и личностных качеств и способностей, определяющих уровень конкурентоспособности, позволяет целенаправленно формировать необходимые свойства, повышая таким образом конкурентоспособность в целом.
Современные исследования очевидно доказывают, что в структуре развития конкурентоспособного будущего учителя начальных классов одно из главных ведущих направлений должна занимать педагогическая подготовка. Курс педагогики в профессиональном учебном заведении должен предстать перед студентами, как целостная наука, ориентированная на профессиональное решение педагогических задач [5].
Начальные предпоcылки рaзвития конкурентоcпособности будущего учителя начaльных классов предcтавляют cобой осознание профеccиональных критериев: педaгогических фaкторов, явлений, событий; далее — понимание профессиональных норм, ценностей, образование идеалов; развитие педагогических убеждений; осуществление и творческое их развитие в профессиональной деятельноcти учителя.
Для построения учебно-воспитательного процесса важно определить цели и задачи, которые отражают содержание развития конкурентоспособности будущего учителя начальных классов. «Важно четко представить, какие качества личности и ума должны быть воспитаны на каждом курсе, что студент должен знать, понимать и уметь, какие психологические «новообразования» должны появиться на каждом из последовательных этапов подготовки к профессиональной деятельности» [6, с. 28].
Современные реалии таковы, что следует обладать личностной конкурентоспособностью для достижения уровня мастера в профессиональной педагогической деятельности. Именно поэтому сейчас в профессиональных учебных заведениях применяется специально разработанная методика по развитию конкурентоспособности будущих учителей начальных классов.
Представим сущность предлагаемой методики развития конкурентоспособности будущих педагогов. Первый этап подразумевает развитие профессионально-педагогической мотивации и заинтересованности к выбранной профессии. В ходе данного этапа желательно показать студентам фрагменты из отечественных и зарубежных фильмов, определяющих важность профессии учителя. («Республика ШКИД», «Учитель года», «Доживем до понедельника», «Большая перемена» и другие), но также не малое значение имеют фрагменты из документальных фильмов о профессиональной деятельности так великих педагогов, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и других.
Помимо этого в первом этапе могут быть организованы: коллективное обсуждение со студентами вопроса: «Что изменилось в профессии педагога в современных условиях?»; игра «Суд над педагогической профессией», в ходе которой студенты делятся на две группы (защитники и противники профессии), затем по ходу игры преподаватель кратко записывает на доске положительные и отрицательные стороны педагогической деятельности.
Параллельно с аудиторными занятиями возможна организация экскурсии в конкурентоспособные учреждения профессионального образования, это будет способствовать повышению интереса к профессиональной деятельности.
Следующий этап заключается в развитии личностных качеств будущего конкурентоспособного учителя начальных классов. Теперь важно разъяснить студентам значения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность».
Следующим шагом может стать проблемный вопрос «Конкурентоспособный учитель — миф или реальность?» Также студентам необходимо разыгрывать различные педагогические ситуации, а после студентам предлагаются различные заранее смоделированные конфликтные ситуации. В завершение этого шага проводится анализ действий каждого студента.
На третьем, завершающем этапе, развития конкурентоспособности изучаются и осваиваются нетрадиционные формы и методы обучения. Наиболее распространенными и действенными нетрадиционными методами и формами обучения являются: дискуссия, кейс-метод, круглый стол, мозговой штурм, тренинг, метод проектов, деловые и ролевые игры, блиц-игры и др.
Каждому из этих методов необходимо выделить отдельное занятие, поделенное на две части: теоретическая (ознакомление с методом) и практическая часть (применение метода на практике) [4].
Итак, можно сделать вывод, что данная методика, состоящая из трех тесно связанных между собой этапов, считается необходимой и целесообразной для развития конкурентоспособности будущего учителя начальных классов.
Резюмируя, сделаем вывод о том, что проблема подготовки конкурентного учителя начальных классов актуальна, ее актуальность обусловлена современными социально-политическими и экономическими реалиями. Существует необходимость в разработке специальной программы, направленной на развитие конкурентоспособности студентов в период обучения в педагогическом вузе.
Литература:
- Абросимова Л. Ф. Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля. Дисс. на соискания ученой степени канд.пед.н. Смоленск. — 2009. — 195 с.
- Верниенко Л. В. Акмеологические факторы развития педагогических способностей учителей начальных классов. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. — М. 2009. — 24 с.
- Верниенко Л. В. Акмеологические стратегии молодежи в условиях профессионального выбора // Акмеология. — 2014. — № 3–4. — С. 207–208.
- Евплова Е. В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. — Челябинск. 2012. — 24 с.
- Лебединская В. Г. Мера-категория философская и языковая // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4. — С. 81–82.
- Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с
- Ситак Л. А. Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры // Профессиональная ориентация. — 2015. — № 1. — С. 51–57.