Особенности восприятия подростком окружающего мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 2654 раза

Библиографическое описание:

Анчакова, Е. С. Особенности восприятия подростком окружающего мира / Е. С. Анчакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27742/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время существует множество подходов в сфере образования: от традиционного до программированного обучения. Очевидно, та среда, в которой обучается ребенок, несомненно влияет на его развитие, самоактуализацию и частично на самооценку. Вопрос заключается в том, стоит ли в подходе к обучению принимать во внимание тип восприятия ребенка.

К тому же, немаловажную роль в гармоничном развитии ребенка играет атмосфера, господствующая в семье. Так, ребенок из семьи, где все решают родители, вряд ли сможет выбрать себе направление и полноценно реализоваться в той сфере, которая ему действительно интересна и в которой у него проявляются способности.

Поэтому целью исследования стало изучение влияния типа восприятия подростка на его отношение к миру, коррелируя с самоактуализацией и детско-родительскими отношениями.

В основу данной работы легло предположение, что имеется явно выраженная зависимость между типом восприятия подростка, отношениями в семье и его самоактуализацией.

В эксперименте приняли участие учащиеся 9 класса средней образовательной школы: 24 человека в возрасте 14–16 лет. Им было предложено заполнить опросники, содержащие 3 методики:

1. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева, определяющая ведущий тип восприятия;

2. Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI);

3. ADOR («Подростки о родителях»), Шафер.

На основании полученных данных испытуемые были поделены на десять групп, согласно их типам восприятия (данные получены по методике С. Ефремцева — «Диагностика доминирующей перцептивной модальности»):

I. Аудиалы с сильно выраженной степенью признака.

II. Аудиалы со средне выраженной степенью признака.

III. Аудиалы со слабо выраженной степенью признака.

IV. Визуалы с сильно выраженной степенью признака.

V. Визуалы со средне выраженной степенью признака.

VI. Визуалы со слабо выраженной степенью признака.

VII. Кинестетики с сильно выраженной степенью признака.

VIII. Кинестетики со средне выраженной степенью признака.

IX. Кинестетики со слабо выраженной степенью признака.

X. Смешанный тип.

В полученных группах были проанализированы детско-родительские отношения (методика Шафер); построены графики, иллюстрирующие зависимость подростково-материнских отношений от типа восприятия и подростково-отцовских отношений от типа восприятия (на основании полученных графиков).

У всех испытуемых, кроме визуалов (2,6/2,5 ПоР), в среднем, фактор критики выше фактора близости во взаимоотношениях с матерью. У смешанного же типа восприятия фактор критики (2,3) значительно уступает фактору близости(4) во взаимоотношениях с матерью. Наиболее нейтральны взаимоотношения с матерью у визуалов: средняя площадь криволинейной трапеции фактора критики более всего совпадает со средней площадью криволинейной трапеции фактора близости.

У всех испытуемых, в среднем, фактор критики много выше фактора близости во взаимоотношениях с отцом (в среднем на 1,5–2 единицы). Наиболее напряженные взаимоотношения с отцами у визуалов (2,7) и аудиалов (2,5).

По результатам исследования, в первом случае, зависимость отношений подростка с матерью по фактору близости от типа восприятия почти не наблюдается, за исключением смешанного типа. По фактору критики также никакой ярко выраженной зависимости от типа восприятия нет.

В случае с подростково-отцовскими отношениями зависимость выражена ярче. Причем зависимость по фактору критики параллельна зависимости по фактору близости.

Также на графиках видна довольно выраженная разница между принятием подростка и его восприятием критики. Наибольшие результаты показали по шкалам критики в отношениях как с матерями, так и с отцами, показали визуалы, а наименьшие кинестетики.

Соответственно, получая хорошо выраженный уровень критики в семье, ребенок стремиться показать свою самостоятельность, независимость. Давление родителей в целях усмирить своего ребенка вызывает результат, противоположный ожидаемому: подросток начинает вырываться в поисках «зоны комфорта». Следовательно, ему необходима поддержка окружающих, которую он может найти в коллективе сверстников, в котором часто пытается само реализоваться.

В этом возрасте повышается уровень самосознания, формируется уровень притязаний, и самооценка начинает принимать более-менее нормальный вид, свойственный взрослому человеку (хотя зачастую присутствует излишняя самокритичность). Что наглядно видно по результатам САТ (Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI)). Почти у всех подростков уровень принятия и временной модальности находятся в зоне нормы.

Таким образом, в подростковом возрасте отношения с родителями носят довольно сложный характер, с одной стороны большинство подростков очень привязаны к своим родителям, но с другой, они хотят отстоять свою независимость и самостоятельность, так сказать само реализовываться. На этой почве возникают детско-родительские конфликты. Подростки очень резко принимают любую информацию, так как ранимы к мнению окружающих и многое воспринимают как агрессию, из-за чего почти у всех напряженные отношения с родителями. А тип восприятия носит закономерный характер на восприятие мира. С матерями отношения лучше, особенно ярко это выражено у смешанного типа, а с отцами фактор критики имеет закономерно более высокий коэффициент, нежели фактор близости. Тесты же на самоактуализацию дали средние результаты: дети не переоценивают свои возможности, и в то же время почти все хорошо дифференцируют прошлое, настоящее и будущее, что является показателем нормального развития своего уровня притязаний.

Литература:

  1. Божович Е. Д.Психологические особенности развития личности подростка. 1979
  2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. — 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
Основные термины (генерируются автоматически): выраженной степенью признака, типа восприятия, слабо выраженной степенью, фактор критики, тип восприятия, фактора близости, восприятия подростка, выше фактора близости, фактору критики, Опросник личностных ориентаций, типа восприятия подростка, восприятия фактор критики, криволинейной трапеции фактора, фактору близости, тип восприятия ребенка, типом восприятия подростка, смешанного типа, ведущий тип восприятия, отцами фактор критики, фактор критики выше.


Задать вопрос