В настоящее время существует множество подходов в сфере образования: от традиционного до программированного обучения. Очевидно, та среда, в которой обучается ребенок, несомненно влияет на его развитие, самоактуализацию и частично на самооценку. Вопрос заключается в том, стоит ли в подходе к обучению принимать во внимание тип восприятия ребенка.
К тому же, немаловажную роль в гармоничном развитии ребенка играет атмосфера, господствующая в семье. Так, ребенок из семьи, где все решают родители, вряд ли сможет выбрать себе направление и полноценно реализоваться в той сфере, которая ему действительно интересна и в которой у него проявляются способности.
Поэтому целью исследования стало изучение влияния типа восприятия подростка на его отношение к миру, коррелируя с самоактуализацией и детско-родительскими отношениями.
В основу данной работы легло предположение, что имеется явно выраженная зависимость между типом восприятия подростка, отношениями в семье и его самоактуализацией.
В эксперименте приняли участие учащиеся 9 класса средней образовательной школы: 24 человека в возрасте 14–16 лет. Им было предложено заполнить опросники, содержащие 3 методики:
1. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева, определяющая ведущий тип восприятия;
2. Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI);
3. ADOR («Подростки о родителях»), Шафер.
На основании полученных данных испытуемые были поделены на десять групп, согласно их типам восприятия (данные получены по методике С. Ефремцева — «Диагностика доминирующей перцептивной модальности»):
I. Аудиалы с сильно выраженной степенью признака.
II. Аудиалы со средне выраженной степенью признака.
III. Аудиалы со слабо выраженной степенью признака.
IV. Визуалы с сильно выраженной степенью признака.
V. Визуалы со средне выраженной степенью признака.
VI. Визуалы со слабо выраженной степенью признака.
VII. Кинестетики с сильно выраженной степенью признака.
VIII. Кинестетики со средне выраженной степенью признака.
IX. Кинестетики со слабо выраженной степенью признака.
X. Смешанный тип.
В полученных группах были проанализированы детско-родительские отношения (методика Шафер); построены графики, иллюстрирующие зависимость подростково-материнских отношений от типа восприятия и подростково-отцовских отношений от типа восприятия (на основании полученных графиков).
У всех испытуемых, кроме визуалов (2,6/2,5 ПоР), в среднем, фактор критики выше фактора близости во взаимоотношениях с матерью. У смешанного же типа восприятия фактор критики (2,3) значительно уступает фактору близости(4) во взаимоотношениях с матерью. Наиболее нейтральны взаимоотношения с матерью у визуалов: средняя площадь криволинейной трапеции фактора критики более всего совпадает со средней площадью криволинейной трапеции фактора близости.
У всех испытуемых, в среднем, фактор критики много выше фактора близости во взаимоотношениях с отцом (в среднем на 1,5–2 единицы). Наиболее напряженные взаимоотношения с отцами у визуалов (2,7) и аудиалов (2,5).
По результатам исследования, в первом случае, зависимость отношений подростка с матерью по фактору близости от типа восприятия почти не наблюдается, за исключением смешанного типа. По фактору критики также никакой ярко выраженной зависимости от типа восприятия нет.
В случае с подростково-отцовскими отношениями зависимость выражена ярче. Причем зависимость по фактору критики параллельна зависимости по фактору близости.
Также на графиках видна довольно выраженная разница между принятием подростка и его восприятием критики. Наибольшие результаты показали по шкалам критики в отношениях как с матерями, так и с отцами, показали визуалы, а наименьшие кинестетики.
Соответственно, получая хорошо выраженный уровень критики в семье, ребенок стремиться показать свою самостоятельность, независимость. Давление родителей в целях усмирить своего ребенка вызывает результат, противоположный ожидаемому: подросток начинает вырываться в поисках «зоны комфорта». Следовательно, ему необходима поддержка окружающих, которую он может найти в коллективе сверстников, в котором часто пытается само реализоваться.
В этом возрасте повышается уровень самосознания, формируется уровень притязаний, и самооценка начинает принимать более-менее нормальный вид, свойственный взрослому человеку (хотя зачастую присутствует излишняя самокритичность). Что наглядно видно по результатам САТ (Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI)). Почти у всех подростков уровень принятия и временной модальности находятся в зоне нормы.
Таким образом, в подростковом возрасте отношения с родителями носят довольно сложный характер, с одной стороны большинство подростков очень привязаны к своим родителям, но с другой, они хотят отстоять свою независимость и самостоятельность, так сказать само реализовываться. На этой почве возникают детско-родительские конфликты. Подростки очень резко принимают любую информацию, так как ранимы к мнению окружающих и многое воспринимают как агрессию, из-за чего почти у всех напряженные отношения с родителями. А тип восприятия носит закономерный характер на восприятие мира. С матерями отношения лучше, особенно ярко это выражено у смешанного типа, а с отцами фактор критики имеет закономерно более высокий коэффициент, нежели фактор близости. Тесты же на самоактуализацию дали средние результаты: дети не переоценивают свои возможности, и в то же время почти все хорошо дифференцируют прошлое, настоящее и будущее, что является показателем нормального развития своего уровня притязаний.
Литература:
- Божович Е. Д.Психологические особенности развития личности подростка. 1979
- Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. — 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.