Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Гайфутдинова, А. В. Особенности коррекционно-восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга / А. В. Гайфутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27750/ (дата обращения: 19.12.2024).



Автором статьи предприняты попытки охарактеризовать некоторые условия организации восстановительного обучения пациентов с очаговыми поражениями мозга.

Ключевые слова: очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели.

В клинике больных с очаговыми поражениями мозга отмечается как локальная симптоматика (афазия, дизартрия, апраксия, агнозия), так и неспецифическая симптоматика, обусловленная топикой поражения, распространением очага патологического функционирования и дисфункцией лимбико-ретикулярных структур мозга (Шкловский В. М., Визель Т. Г.).

Отмечаются нарушения активности, спонтанности, пластичности психических процессов. Проявления у больных явления аспонтанности, инактивности, инертности могут сочетаться друг с другом или встречаться изолированно.

Возникающие при очаговых поражениях мозга нарушения когнитивных функций, дезорганизация аффективно-мотивационной сферы приводят к нарушению социализации больного и предъявляет дополнительные требования к организации коррекционно-восстановительного обучения.

Логопеды и другие специалисты, обеспечивающие реабилитационные мероприятия, должны обладать смежными знаниями в области медицины, психофизиологии, психологии, педагогики. Для составления индивидуально- ориентированной программы восстановительного обучения педагог (логопед) должен в полной мере представлять мозговые механизмы нарушения, выделять первичную и вторичную симптоматику, определять прямые и обходные пути компенсации нарушенных звеньев функции. По сути мы говорим о специалистах, к которым можно применить термин нейропедагог (Тункун Я. А. и др.).

Кроме общепринятых приёмов и методов коррекционной работы, необходимым условием является организация учебного пространства, выбор дидактического материала, учёт воздействия медикаментозных средств.

Для повышения эффективности коррекционно-восстановительной работы является крайне важным создание соответствующего эмоционального фона, применение эмоционально-значимого материала и различных других психологических и культурно-просветительских средств, которые сегодня в нейронауках отражают понятие «эмоциональный интеллект» (Степанов В. Г., Клемантович И. П. и др.).

К сожалению, часто этой важной сфере не придают должного значения, а между тем лечебно-психотерапевтическое воздействие в виде направленной эмоциональной поддержки приводит к повышению степени самоуважения пациента. Безусловное принятие пациента специалистом приводит к безусловному принятию пациентом самого себя (Rogers C. R.). Это, в свою очередь, влечёт снижение уровня психологической травматизации по отношению к установке для продолжения длительной реабилитации. При формировании позитивного настроя в процессе коррекционно-восстановительного обучения у пациента раскрываются резервные возможности его когнитивных процессов.

В ходе работы формируются и стимулируются дополнительные требования к организации логопедических занятий с учётом уровня притязаний пациента в зависимости от его коммуникативных потребностей и мотивационных установок.

Таким образом, качественные изменения некоторых нейродинамических показателей и позволяют вырабатывать главный навык, необходимый для успешного проведения реабилитационного процесса — самоконтроль и организация целенаправленной деятельности.

Эта работа может вестись изолированно от собственно логопедических занятий (индивидуальных и групповых), так и в комплексе.

Результаты проведённых реабилитационных курсов восстановления подтверждают, что комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие приводит к регрессу соответствующих речевых нарушений и положительно отражается на качестве жизни пациента.

Основные термины (генерируются автоматически): очаговыми поражениями мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционно-восстановительного обучения, мозга нарушения когнитивных, логопедических занятий, очаговые поражения мозга, коррекционно-восстановительного обучения больных, восстановительного обучения пациентов, восстановительного обучения педагог, лимбико-ретикулярных структур мозга, дополнительные требования, уровня притязаний пациента, степени самоуважения пациента, принятие пациента специалистом, мозговые механизмы нарушения, организации коррекционно-восстановительного обучения, качестве жизни пациента, организации логопедических занятий, больных явления аспонтанности, обусловленная топикой поражения.


Ключевые слова

очаговые поражения мозга, нарушения когнитивных функций, коррекционная работа, нейродинамические показатели., нейродинамические показатели

Похожие статьи

Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений

Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Острое нарушение мозгового кровообращения как фактор в возникновении клинико-психологических расстройств

Статья посвящена изучению и анализу клинико-психологических расстройств больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Выявлены тревожные, депрессивные и тревожно-депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести, негативно влияющие н...

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...

Применения метода декомпрессионной трепанации черепа с дуропластикой при тяжелой черепно-мозговой травме с дислокационным синдромом

Представлены результаты оперативного лечения и наблюдения 84 больных с дислокационным синдромом в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы с очаговыми поражениями головного мозга.

Похожие статьи

Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений

Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...

Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга

В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Множественные нарушения физического и психофизического развития детей и их коррекция с помощью сенсомоторной стимуляции

Метод стимуляции, особенности его применения в педагогической деятельности по сенсомоторному развитию детей с множественными нарушениями физического и психофизического развития.

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Острое нарушение мозгового кровообращения как фактор в возникновении клинико-психологических расстройств

Статья посвящена изучению и анализу клинико-психологических расстройств больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Выявлены тревожные, депрессивные и тревожно-депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести, негативно влияющие н...

Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи

В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...

Применения метода декомпрессионной трепанации черепа с дуропластикой при тяжелой черепно-мозговой травме с дислокационным синдромом

Представлены результаты оперативного лечения и наблюдения 84 больных с дислокационным синдромом в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы с очаговыми поражениями головного мозга.

Задать вопрос