Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативной компетенции является одним из главных направлений работы в начальных классах. Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. В тоже время программа по русскому языку для начальной школы определяет круг речевых умений и навыков учащихся, которые формируются на протяжении четырех лет обучения в связи с изучением фонетики, грамматики, правописания и развития речевой деятельности.
Процесс овладения письмом, восприятия речи на слух, умения правильно выразить свою мысль в письменном виде и устном дается детям трудно.
Проведенное нами исследование показало, что сформированность коммуникативной компетенции у младших школьников находится на низком уровне, следовательно, необходимо продолжать работу по формированию умений и навыков, необходимых для её развития. Обучающиеся четвёртых вторых классов могут работать с единицами языка в тексте, но умение определять их функции в речи не сформировано. Немногие участники эксперимента смогли определить лексическое значение слова в контексте. У обучающихся четвёртых классов недостаточно сформировано умение понимать смысл текста, находить причинно-следственную связь в тексте. Умение отличать текст от нетекста также находится на низком уровне. У большинства участников эксперимента умение восстанавливать текст с помощью справочного материала вызывает определённые трудности, так же как и умение работать с текстом по схеме. Большое количество школьников не смогли составить текст по заданным параметрам, произвести корректировку текста с нарушенной последовательностью абзацев. Многие обучающиеся четвёртых классов не владеют умениями трансформировать текст в соответствии с требованиями ситуации, умение работать с разными типами текстов также находится на низком уровне. Умение определять тип текста по его коммуникативному назначению у четвероклассников находится на низком уровне, умение определять структурные составляющие текста — на среднем. Не развито умение создавать тексты на заданную тему, составлять тексты с элементами сжатого изложения и сочинения. Развитие речи, мышления многих четвероклассников находится на низком уровне, о чём свидетельствуют сочинения, созданные школьниками.
Для формирования коммуникативной компетенции и для совершенствования навыков речевой деятельности нами была разработана система упражнений, включающая предтекстовые, текстовые и послетекстовые упражнения. В рамках данной статьи будут рассмотрены только предтекстовые упражнения. Это вид упражнений по отношению к процессу прочтения текста. Задачей предтекстовых упражнений является целенаправленное формирование психологических механизмов чтения, объяснение значений новых слов и грамматических явлений, тренировка в их употреблении, снятие возможных социокультурных и содержательных трудностей текста [1; 76].
Упражнение №1
Упражнение направлено на формирование умения определять коммуникативную задачу автора, прогнозировать содержание читаемого. Формирует умение работать в одном тексте с единицами разных языковых уровней (морфологического — найти прилагательные, синтаксического — найти сложное предложение).
Задания:
- Прочитайте заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитайте первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
- Найдите в тексте имена прилагательные, как вы думаете, какую функцию они выполняют.
- Найдите в тексте сложное предложение.
Моя поляна
У меня есть любимая поляна. Она очень красива. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находиться сад. Деревья высокие выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки
Однажды я слышал хруст. Я осмотрелся, это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.
Упражнение №2
Направлено на усвоения материала по развитию речи и правописанию.
В ходе работы над текстом проходит освоение изученных орфограмм, развивается умение выделять в слове его части — окончание, корень, приставку, суффикс. Учащиеся должны объяснить, в какую часть слова входит пропущенная буква, называют орфограмму и объясняют написание буквы.
Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом?
Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте рассмотреть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это св..тляк — очень п..лезный жуч..к.. Он з..бирается в раковины улиток и уничтожает этих вр..дителей.
Упражнение №3
Упражнение направлено на развитие речи учащихся. Формирует умение определять функции синонимов в речи в соответствии с коммуникативным замыслом автора. Дети наблюдают за возможностями использования синонимов в речи. Данные упражнения расширяют лексический запас школьников.
Задания:
Найдите и выпишите синонимы. Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов?
Каплет, брызжет,
Хлещет, льёт.
Дождь на улице идёт.
(Е. Колтай)
Упражнение №4
Упражнение направлено на формирование умения определять тип текста в соответствии с речевой ситуацией, определять структурные элементы текста. Данное упражнение можно отнести к репродуктивным.
- Как называется текст, в котором о чем-то (о ком-то) сообщается. К такому тексту, еще, можно поставить вопрос «Что случилось?»
Из каких частей состоят такие тексты? (Вступление (начало), основная часть, заключение (конец).
Запишите в тетради:
Текст — повествование отвечает на вопрос «что случилось?» Состоит из трех частей:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение.
Данные упражнения позволяют провести целенаправленную подготовку обучающихся к дальнейшей работе с текстом: анализировать лингвистические понятия, вычленять структурные части, понимать содержание текста и др., это, безусловно, способствует развитию речи младших школьников и формированию коммуникативной компетенции.
Литература:
- Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст]/ Е. И. Пассов. -М.: Русский язык, 1977. — 212 с.