Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 940 раз

Библиографическое описание:

Пашкова, М. А. Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников / М. А. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 176-181. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27756/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников обусловлена необходимостью общества в становлении активной и инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать насущные вопросы. Анализ научной литературы показывает, что имеются различные мнения учёных о сущностной характеристике здоровья.

Одна из точек зрения рассматривает данный феномен как способность к выполнению социальных функций, участие в общественно полезном труде. Следовательно, социально здоровым человеком является личность, содействующая развитию общества (В. М. Бехтерев). Другая точка зрения определяет его как отсутствие болезненных состояний, то есть, оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков какого-либо нарушения (В. В. Ермакова).

В основе такого понимания лежит тезис о том, что здоровыми могут быть люди, не нуждающиеся в медицинской помощи. Оно рассматривается также как физическое, духовное, умственное и социальное благополучие и развитие всех качеств личности, как принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. Данное понимание предполагает слабую практическую направленность. Здоровье является бесценным достоянием ребёнка, раскрывающая его способность к учёбе, труду гармонии отношений.

Важным для нас является также раскрытие смысла здорового образа жизни, обусловленное сознательно совершаемыми действиями, привычным укладом повседневного поведения школьника. Оно связано с обобщёнными свойствами данного феномена, направленными на формирование социальных, биологических, психических функций, обуславливающих возможность участия ребёнка в различных сферах жизни (Прокопова С. Г.). Содержание данного феномена раскрывается в зависимости от реального участия школьника в сохранении и укреплении здоровья. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) основывается на принципах нравственности, рационально организованной, активной, деятельности, защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды [3, с.174]. Он направлен на решение следующих задач:

  1. Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела.
  2. Выполнение профессиональных обязанностей, требующих соблюдения целого ряда условий в организации работы (учёбы), отдыха, в повышении квалификации, в физической и психологической реабилитации.
  3. Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие.
  4. Выполнение семейных и бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
  5. Двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек [1, с. 82].

Исходя из необходимости решать указанные задачи, были выделены следующие компоненты здорового образа жизни:

  1. Рациональный режим труда и отдыха, то есть, правильный и строго соблюдаемый порядок, чёткий ритм функционирования организма, создающий оптимальные условия для работы и отдыха детей.
  2. Профилактика вредных привычек: курение, алкоголь, наркотик увлечение нездоровым питанием (чипсы, кола и т. д.), которые являются причиной многих заболеваний, снижают работоспособность, отрицательно сказываются на умственной активности и поведении детей.
  3. Режим питания, предполагающий промежутки (не более 5–6 ч.) между приёмами пищи. Младших школьников необходимо убедить в том, что во время еды вредно читать и решать любые задачи.
  4. Двигательная активность, характеризующая оптимальным движением детей на уроке и переменах.
  5. Закаливание, являющееся оздоровительным средством, которое позволяет предотвратить болезни, сохранять повышенную работоспособность. Оно нормализует обмен веществ, положительно воздействует на организм ребёнка, улучшает кровообращение, укрепляет нервную систему.
  6. Состояние окружающей среды, оказывающей положительное влияние на самочувствие младшего школьника, которое ориентирует на сохранение природы, формирование бережного отношения к ней.
  7. Наследственность, учитывающая генетические особенности субъекта.
  8. Личная гигиена, включающая в себя рациональный режим дня, уход за собственным телом, соблюдение гигиены обуви, одежды.

Иной статус приобретает ребёнок с поступлением в первый класс. Это обязывает родителей следить за чётким режимом питания, организации деятельности. Решение пяти задач оказывает влияние на развитие данных компонентов. Рассмотренные выше термины «здоровье» и «здоровый образ жизни», между собой взаимосвязаны, поскольку первый термин является следствием второго. Однако необходимо подчеркнуть, что развитие этих понятий осуществляется в результате конкретного участия учащихся в процессе сохранения и укрепления здоровья. Поэтому возникает необходимость исследования вопроса о формировании ценностного отношения у младших школьников к ЗОЖ.

Анализируя работы учёных (О. В. Винокурова, Н. Н. Кривых, Н. Н. Никитина, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина и др.) мы увидели, что смысл ценностных отношений определяется неоднозначно. Данное понятие включает в себя отношение к миру, сторонами которого являются предметные (все его объекты, оцениваемые с позиций добра и зла, категорий эстетики, материальной и духовной культуры) и субъективные (установки, требования, убеждения, выступающие ориентирами и критериями для людей) ценностями. Таким образом оно ориентирует на общечеловеческие ценности, на личностные потребности и интересы, предпочтения, установки и убеждениях человека, выработанных культурой человеческого общества отношений (совесть, свобода), в которых взаимосвязь любого объекта действительности и субъективного «я» рассматривается и оценивается на уровне, позволяющем осуществить восприятие объекта как ценность.

Ценность данного феномена рассматривается в следующих аспектах: ориентир, идеал к которому должен стремиться субъект, желающий сохранить и укрепить своё здоровье; средство, позволяющее сохранить его; цель, достижение. Это даёт возможность повысить двигательную активность, жизнедеятельность, статус, достигнуть необходимой работоспособности и рационального построения собственной жизни ребёнка, стремящегося максимально приблизиться к реализации собственных жизненных принципов и установок.

Всё вышеизложенное позволило нам определить значение основных ценностей жизнедеятельности обучающихся, выявить совокупность знаний о здоровом образе жизни, сформировать к нему бережное отношение, умение выстраивать личную траекторию здоровьесберегающей деятельности и адекватно оценивать свои действия по укреплению здоровья.

Работа по включению детей младшего школьного возраста в активную здоровьесберегающую деятельность охватывает все направления образования. Она предполагает применение таких активных форм, как: «уголок здоровья», «листовка», «презентация» и другие. Они позволяют организовать здоровьесберегающую среду, обеспечить самосохранение и ответственность, закреплять и совершенствовать практические навыки на уроках физкультуры, во время спортивного часа, в процессе соревнования, спортивного праздника. Очень интересной и результативной формой является презентация, которая готовится учащимися младших классов вместе с родителями и учителем. По форме проведения она может быть либо простой демонстрацией, либо конкурсом презентаций. Приведём пример презентации, которая представляет собой демонстрацию объектов по темам: «Кола, жвачка, чипсы: вредно или полезно?», «Здоровым быть модно!», «Как уберечь себя от болезней?». В течение трёх недель выступления с презентацией готовились совместно с родителями и учителем. Предварительный просмотр учителем подготовленных материалов давал возможность исключения неверной или искажённой информации. Такая организация позволила успешно реализовать задуманное. Получились интересные презентации в плане содержания и подачи материала. По окончании работы учащимся было предложено принять участие в анкетировании. Анкета включала в себя ряд вопросов: «Что ты узнал нового?» «Тебе было интересно?» «Понравилось ли тебе, что информация сообщалась не учителем, а одноклассниками?» «Хочется ли тебе ещё раз принять участие в подобном мероприятии?» Анализ анкет показал, что все респонденты для себя открыли что-то новое, им было интересно слушать своих товарищей и смотреть на экран, т. к. презентации получились яркими, необычными, доступными для учащихся класса. Значительному большинству четвероклассников понравилось то, что выступления делали одноклассники, лишь двум ученикам было всё равно. На последний вопрос все ученики дали утвердительный ответ, мотивируя его по-разному: «Интересно было», «Хорошо выступали», «Были как учитель», «Хочу сам попробовать» и т. д. Выступающим тоже были заданы вопросы, на которые мы получили ответы: «Очень волновался, боялся, что ребята не будут слушать», «Я знал, что всё получится, т. к. хорошо подготовился», «Видел, что меня внимательно слушают, наверное, потому, что им было интересно». Всё это говорит о результативности использованной нами формы как способа ознакомления с новой и важной информацией, приносящей пользу здоровью; как способа включения в деятельность по сбережению здоровья как самих детей, так и их родителей; как способа осуществления рефлексии.

Литература:

  1. Вайнер Э. Н., Флейникова И. А. Организация внеклассных мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни во внеклассное время в условиях введения ФГОС нового поколения //Традиции и инновации отечественной школы: Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения: матер.регион. НПК (29 марта 2011 г.). — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. 40–44 с.
  2. Кривых Н. Н. Психолого-педагогический анализ категории «ценностное отношение». [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4049
  3. Педагогика. Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М: Высшее образование, 2006.- 432 с.
  4. Петросян, А.Т., Мельникова Т. А. Здоровый образ жизни как глобальная проблема в современных условиях. //Внеучебная работа со студентами: опыт, проблемы, перспективы: сборник тезисов, докладов НПК: Екатеринбург: УГГУ — УПИ, 2010, 174–178 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, здорового образа жизни, здоровому образу жизни, ценностного отношения, Здоровый образ жизни, ФГОС нового поколения, Двигательная активность, вредных привычек, реального участия школьника, окружающей среды, самочувствие младшего школьника, повседневного поведения школьника, собственной жизни ребёнка, оптимальное функционирование организма, аспекты ценностного отношения, возможность участия ребёнка, бесценным достоянием ребёнка, смысла здорового образа, развития ценностного отношения, безопасного образа жизни.


Похожие статьи

Методы формирования знаний о здоровом образе жизни у учащихся начальных классов

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Похожие статьи

Методы формирования знаний о здоровом образе жизни у учащихся начальных классов

Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у дошкольников

Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Результаты эмпирического исследования духовно-нравственного развития личности младшего школьника

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Задать вопрос