Одно из важнейших направлений системы современного образования — возможность развития личности, которая способна проявлять творческую инициацию, умеет находить решения в нестандартных ситуациях.
В связи с этим меняются взгляды на роль учителя в учебно-воспитательном процессе: он должен уметь формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; формировать универсальные учебные действия, компетенции. Это обязывает его владеть новыми технологиями, в числе которых и проектная деятельность, позволяющая развивать у школьников самостоятельность познания нового, интегрировать полученные знания.
Использование метода проектов предполагает прохождение каждым ребенком рядя своеобразных этапов, обусловленных возрастом и требующих специальных средств освоения, соответствующих новообразованиям личности, которая на разных этапах школьной жизни ребёнка, выполняет разные функции, служит разным целям и, естественно, должна строиться по-разному.
В младших классах школьники только начинают знакомство с проектной деятельностью, и эффективность и продуктивность применения полученных знаний в среднем и старшем звене зависят от организации этой работы на начальной ступени обучения.
Систему заданий необходимо выстраивать поэтапно, усложняя и расширяя состав формируемых проектных умений. Занятия следует организовывать постепенно усиливая долю самостоятельности обучающихся в применении этих умений, то есть формирование проектных умений осуществляется параллельно с освоением программно-учебного материала.
Упражнения, развивающие умения видения проблемы
- «Расскажи от имени …»
— Вообрази себе, что ты стал учебником русского языка на один день. Как бы ты провел этот день? Опиши.
- «Представь себе»
— Прочитай.
Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
(По Л. Н. Толстому)[2; с. 140]
— Придумай продолжение рассказа от лица старшей сестры; маленькой собачки, с которой гуляет её хозяин; водителя автобуса.
Упражнения, развивающие умения выдвигать гипотезы
- «Придумай объяснение»
А) — Придумай самое правдоподобное объяснение:
– Одноклассники решили пойти в кино, потому что …
Б) — Придумай самое невероятное объяснение:
– Одноклассники решили пойти в кино, потому что …
- «Объясни»
— Почему мы говорим «зарубить на носу»?
— Как раньше письмо попадало к адресату?
- «Вероятная причина»
— Так появились буквы.
Упражнения, развивающие умения задавать вопросы
- «Вопросы»
— Какие вопросы ты задал(а) бы Золотой Рыбке?
— Представь, что ты — Золотая Рыбка. О чем бы ты спросил(а) обычную девочку/мальчика от ее лица?
- «Возьми интервью»
— Какие вопросы ты хотел бы задать при встрече:
– Кощею Бессмертному;
– Колобку.
Упражнения, развивающие умения классифицировать
- «Четвертый лишний»
— Определи, какое слово лишнее и почему?
Яблоко, якорь, поёт, читает. (Слово «якорь», так как количество звуков и букв одинаковое.)
- «Раздели на две группы»
— Раздели все слова на две группы:
Мебель, трава, урожай, язык, деревья, гнездо, работа, лиса, метро, зима. (Словарные слова и слова, проверяемые ударением.)
Упражнения, развивающие умения высказывать суждения иделать умозаключения
- «Проверьте правильность утверждений»
Все глаголы обозначают действия предметов.
Слово «стоять» обозначает действие.
Значит, слово «стоять» — глагол.
- «Рассказ на заданную тему»
— Назовите существительные на тему «Весна». Составьте рассказ, используя эти слова.
- «Поиск причин событий»
— Найдите причину возникновения ситуации:
– После уроков все ребята остались в классе.
Упражнения, развивающие умения инавыки проведения эксперимента
- «Является ли текст рассуждением?»
— Предлагаю провести небольшое исследование текста по алгоритму:
- Прочитайте текст.
- Определите вид текста.
- Какой вопрос можно задать к тексту?
- Определите, в каком предложении выражена главная мысль текста?
- Найдите в тексте доказательства, которые приводит автор для подтверждения главной мысли.
- Определите, в каком предложении дан вывод и авторская оценка?
Почему ландыш белый?
Умеешь ли ты наблюдать и разгадывать загадки природы? Почему цветы калины, рябины, черёмухи белые? Почему ландыш белый? Ландыши растут в тенистых местах. В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет. Только белые цветы хорошо видны. Учись разгадывать загадки природы.
(По В.Тетюреву) [1; с. 12–13]
Упражнения, направленные на развитие умений работать систочниками информации
- «Узнай»
— Пользуясь дополнительной литературой, найдите и расскажите:
– «Азбука» или «алфавит»? Как появились эти слова?
– Откуда пришло к нам слово «портфель»?
– Происхождение слова «тетрадь».
- «Возьми словарь»
— Какие словари вы будете использовать, если необходимо узнать:
– значение слов «проект», «проектант»;
– откуда к нам пришло слово «помидор»;
– на какой слог падает ударение, как правильно произносить «тво´рог» или «творо´г»?;
– когда так говорят «бить баклуши», что это выражение означает?
Деятельность учителя обусловлена необходимостью создания нового практически значимого образовательного продукта. Умение осуществлять проектную деятельность — показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития.
Литература:
- Узорова, О. В. Диктанты по русскому языку: 1–4 классы /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель, 2015. — С. 12–13.
- Хрестоматия по детской литературе /Сост. М. Боголюбская, А. Табенкина. — М.: Просвещение, 1975. — С. 140.