Профессия «учитель» — одна из самых древних профессий. Она будет востребована всегда, и от нее зависит благосостояние и развитие любого общества.Согласно данным исследования, проведенного Фондом общественного мнения в феврале 2010 г. в 44 регионах России (100 населенных пунктов, величина выборки 2000 респондентов), половина населения страны считает, что престиж профессии учителя низкий. При этом каждый третий респондент полагает, что уровень престижа снижается, и только каждый пятый считает, что он растет. Даже в этих негативных условиях абитуриенты педагогических специальностей вузов совершают, как правило, осознанный выбор [1]. Выпускник педагогического вуза или колледжа, придя работать в школу, начинает в своем ежедневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения профессии. Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в образовательной организации. Нередко начинающие педагоги сталкиваются с определенными трудностями. В школе могут возникать различные ситуации, вызывающие у молодого педагога самые различные эмоции. Эти эмоции могут быть не только положительными, но и отрицательными, такими как переживание, тревога, потеря уверенности в себе, злость, раздражение, страх. Одной из наиболее важных сторон профессиональной подготовки педагога является развитие эмоциональной устойчивости. Она помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «перегорания».
На наш взгляд, самой актуальной проблемной является наличие у молодого педагога страхов, связанных с реализацией своей профессиональной деятельности. Наличие или отсутствие того или иного страха отчасти зависит от определенных личностных особенностей педагога, его черты характера. Согласно классификации профессий Е. А. Климова, профессия педагога относится к типу «человек-человек», возлагающая на педагога ответственность при взаимодействии с другими людьми. Человек, выбравший такую профессию, должен изначально обладать соответствующими склонностями, навыками, способностями, которые впоследствии разовьет до профессиональны знаний и умений. В данном случае, страхи, возникающие в профессиональной деятельности, могут мешать педагогу выполнять свою профессиональную деятельность. Одним из основных страхов является негативное восприятие молодых учителей детьми и их родителями. Так как дети и родители основная группа людей, с которыми педагогу приходится взаимодействовать чаще всего. Так же педагог может испытывать страхи, связанные с администраций школы, и более опытными коллегами — учителями. Сталкиваясь на работе с ситуациями, вызывающими страх, молодые учителя пытаются побороть его, изменяя личное отношение как к самим себе, так и к детям, развивая чувство любви к ним и желание донести до них знания. Несмотря на то, что молодые учителя являются выпускниками вуза, имеют диплом о высшем образовании по своей специальности, страх начинать педагогическую деятельность очень силен. Одной из главных задач современной школы является оказание помощи молодым специалистам в осознании профессиональных страхов и предложение путей их преодоления, сохранение и развитие психологического здоровья педагога.
Литература:
- База данных ФОМ. Опрос населения «Престиж профессии учителя». 11.02.2010. [Электронный ресурс]. URL: bd. fom. ru/report/map/dominant/dom1005/d100515 (дата обращения — 17.01.2012).
- Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
- Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Семёнова Е. М. (Автор-составитель) Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. -3-е изд. — М.: Психотерапия, 2006.