В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельности для повышения интереса к познавательной активности учащихся: web-квест, интернет-олимпиада, турнир, дистанционное обучение.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, web-квест, интернет-олимпиада, турнир, дистанционное обучение, электронная кафедра.
Образование в нашей жизни играет большую роль. Оно способствует развитию самосознания, нравственности, гражданской позиции личности. Образование позволяет человеку достичь поставленные цели и добиться успеха в жизни. В современном обществе востребованы высококвалифицированные кадры, получившие хорошие знания, навыки, компетенции, умения творчески подходить к решению различных задач. Поэтому меняются требования к качеству образования Одна из главных актуальных задач российского образования — это повышение качества образования.
«Качество образования — степень соответствия образовательных результатов и условий их получения существующим в обществе потребностям и ожиданиям» [1, с. 16].
«Управление — любая педагогическая деятельность, связанная с принятием решений относительно группы людей» [7, с. 130].
Из определений следует, что управление качеством образования — это педагогическая деятельность, связанная с принятием решений относительно учащихся, по проблеме качества образования.
Для того чтобы педагог правильно принимал решения необходимо:
– открыто высказываться перед учениками, вести диалог, «уметь слушать и слышать окружающих»;
– понимать, что все учащиеся — разные люди, уважать в них индивидуальность;
– уметь «объективно оценить действительность и свои силы»;
– быть способным к самообразованию.
Перечисленные компетентности помогают педагогу понять, что нужно сделать для повышения качества образования. Д. Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Обучение должно быть продуктивным. Учащиеся должны развиваться согласно своим индивидуальным способностям. Оценивать ученика можно, сравнивая его предшествующие и текущие успехи. Преподаватель должен быть наставником для своих учеников. Самое главное для повышения качества — это то, что педагог должен научить учеников думать и самостоятельно принимать решения. Учащиеся не должны механически выполнять задания. Они должны понимать и объяснять, каким способом решается та или иная задача. Уметь находить общие способы решения задач. Не сводить свои способности только лишь к запоминанию и шаблонному принципу мышления.
В своей деятельности преподаватель должен использовать инновационные технологии. В школы введены информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), с помощью которых можно сократить время традиционного преподавания предметов и улучшить качество образования. ИКТ требуют от педагогов разработки новых методов, приемов и форм, которые могли бы использоваться на уроках. В создании таких новых методик проявляется мастерство учителя. Хочется привести пример из книги Е. А. Ямбурга «Школа и ее окрестности» [9, с. 468]. На уроке литературы изучали рассказ Л. Н. Толстого «Косточка». На экране был представлен этот рассказ. С помощью компьютера, убирая и добавляя предложения из рассказа, учитель обсуждал смысл прочитанного. В результате «развернулся настоящий текстологический анализ в начальной школе, ставший возможным благодаря новым информационным технологиям».
На уроках учителя и ученики готовят различные презентации. Разработка презентаций с использованием всевозможных картинок, фотографий, анимационных эффектов, графиков, схем, диаграмм способствует развитию у учащихся интереса к учебе. Это увлекательная, творческая работа, но на этом, к сожалению, заканчивается вся деятельность по использованию компьютерного и информационного обеспечения.
Рассмотрим пять причин неэффективного использования ИКТ [1, с. 58]:
– необходим комплексный подход в построении электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) школы (ЭИОС включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, технологические средства, образовательные программы);
– недостаточная мощность Интернета в школах;
– наличие классно-урочной системы — основной «тормоз» введения современных ИКТ;
– низкий уровень информационно-коммуникационной компетентности самих педагогов;
– быстрое устаревание приобретенной техники и отсутствие возможности самим школам оперативно закупать подобную технику.
Что можно сделать, чтобы выйти из сложившейся ситуации [1, с. 58]:
– создать модульные ЭИОС с возможностью добавления новых и корректировки старых модулей системы;
– разработать интерактивные учебники;
– осуществлять обучение и переподготовку учителей для работы в ЭИОС;
– отказаться от бумажной отчетности, перейти на электронный документооборот.
Огромные возможности познавательной деятельности предоставляют нам ИКТ. С их помощью можно посетить любой сайт в Интернете, где может храниться полезная и интересная информация. Важно педагогу организовать увлекательную поисковую задачу для учащегося, чтобы он ею заинтересовался. Для этого используют web-квест — «это задание, в основу которого положена проблема с элементами ролевой игры, для выполнения которого используется информация из Интернета» [2]. Задания в web-квестах могут быть разными как по учебным предметам, так и общего плана, например, по профориентации учеников. Учащиеся ищут, собирают, обрабатывают информацию по заданной проблеме, выбирают наилучший с их точки зрения вариант решения задачи с помощью современных ИКТ. Представляют наглядно свою информацию с помощью презентаций, видеороликов, кинофильмов. При этом они учатся выступать, защищать свою позицию, обсуждать, отвечать на задаваемые им вопросы. Web-квест создает условия для поиска информации не стандартным способом, показывает возможность связей между учебными предметами, позволяет работать учащимся в команде, развивает творческие способности.
«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположением учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет представлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т. е., другими словами, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития…» П. Ф. Каптерев. [3, c.147–148]
Изучая «необъятную сферу наук... как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены»» ученик на своем поисковом пути, занимаясь самообразованием, пытается «расширить границы освещенных мест или приумножить на поле источники света»» [6].
Для повышения качества образования и интереса к обучению используют турниры, олимпиады. В С.-Петербургском Университете ИТМО разрабатывается система управления обучением. Один из модулей этой системы «включает в себя почту, чаты, доски объявлений, анкетирования, новости и голосования. Именно в этом модуле студентам доступны турниры» [4]. Суть турниров — соревнование двух студентов в проверке теста третьего студента, причем соперники знают друг о друге, а того третьего студента, кто является автором проверяемого ими теста, не знают. Проверяя множество работ подобным способом, студенты повышают свой рейтинг. Турниры содержат игровые моменты и поэтому привлекают студентов. Частое повторение пройденных учебных тем способствует запоминанию необходимых знаний студентами.
Проведение интернет-олимпиад может охватить большое количество учащихся школ или вузов страны, а также образовательных учреждений других стран. Олимпиада позволяет сравнить качество знаний и навыков учащихся. Режим телеконференции, который может использоваться при проведении олимпиады, позволяет общаться на удаленном расстоянии с талантливыми людьми, делиться опытом, повышать интерес к познавательной деятельности. Например, олимпиада по английскому языку проведенная между двумя медицинскими вузами г. Екатеринбурга и г. Красноярска, показала, что подобные мероприятия необходимо проводить между студентами. Подготовка и участие в олимпиаде стимулировала студентов к изучению английского языка, который в наше время необходим для использования в профессиональной подготовке [5].
Для улучшения качества образования должны использоваться разные формы обучения: дистанционное, очно-заочное, семейное образование, экстернат.
В нашей стране уделяется большое внимание дистанционному обучению. Дистанционное обучение — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных ИКТ.
Возможности компьютеров, телекоммуникационных средств, программного обеспечения позволяют внедрять дистанционное обучение в систему образования.
В настоящее время развиваются и уже функционируют в некоторых вузах, таких как МВТУ, МЭИ, МИРЭА, МЭСИ, МГИУ и др., виртуальные кафедры [8, с. 64–67]. Виртуальные кафедры внедряются в институт параллельно традиционным учебным кафедрам. Лекции, консультации, зачеты и экзамены проводят в сетевых классах, с помощью теле, видео конференций. Предоставляют для студентов возможности для самостоятельного обучения по разработанным электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Контроль обучения проводится по тестам, на тренажерах, с помощью специальных компьютерных программ. Устраивают консультации групповые или индивидуальные с помощью ЧАТ, электронной почты. Виртуальная кафедра может участвовать в научно-исследовательских проектах, так как имеется выход на многие организации как в Москве, так и в регионах и за рубежом. Учащиеся могут иметь доступ к виртуальным кафедрам других институтов для возможности прослушивания лекций выдающихся преподавателей в режиме теле или видео конференций.
В Великобритании в Открытом университете ежегодно обучаются 200 тысяч слушателей, используя «широкий спектр методов для телекоммуникационного обучения: письменные работы, видео- и аудиоматериалы, internet-конференции с поддержкой тьютора и систематическими выездными школами» [8, с. 46]. «Сейчас уже в Великобритании существует более 50 % образовательных программ для получения степени магистра в области управления путем электронного телекоммуникационного обучения. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Открытого университета Великобритании» [8, с. 46].
В заключении хочется отметить, что проблема качества образования волнует все страны мира. Существуют различные направления в развитии систем образования [3, с. 114–115] за рубежом:
– переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех;
– создание условий для образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня;
– увеличение в образовании гуманитарной составляющей (психология, политология, социология, экология, культурология, экономика, эргономика);
– распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций.
Россия, подписав Болонское соглашение, развивает систему образования по перечисленным направлениям и стремиться достичь того, чтобы все ее граждане повышали уровень своего образования «на протяжении всей своей жизни». Как сказал английский ученый Ф. Джессан: «Если временный перерыв в образовании естественен, то его окончательное прекращение равносильно ампутации мышления».
Литература:
- Воронцов А. Б. Качество и стандарты образования как основной проект российской школы / Воронцов А. Б. — М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015. — 88 с. ISBN 978–5-9904722–9-7
- Казакова В. В., Жесткова Е. А. Веб-квесты в профессиональной ориентации выпускников современных школ // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 6. — с. 70–72
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Каджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 719 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Копылов Д. С., Лямин А. В., Федореева М. К. Турниры как один из подходов к повышению качества обучения и мотивации студентов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 1. — с. 21–30
- Митрофанова К. А., Гаврилюк О. А., Чемезов С. А. Межвузовская Интернет-олимпиада по английскому языку среди студентов-медиков: опыт организации и проведения // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 1. — с. 100–106
- Можейко М. А. «Новейший философский словарь» Библиотека гумер — философия [электронный ресурс] http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/224.php
- Руднев Е. А. Управление качеством образования в школе: ресурсы руководителя. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 176 с.
- Трайнев В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика): Монография / В. А. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 256 с. ISBN 978–5-394–02464–1 [Электронный ресурс]. URL: http://rucont.ru/UserInfo/MyLibrary (Дата обращения 02.03.2016).
- Ямбург Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург — М.: ООО «Центр книги Рудомино», 2011. — 576 с., илл.