Развитие культуры речи младшего школьника с использованием информационно-коммуникативных технологий (на примере выпуска классной газеты) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Антипова, К. А. Развитие культуры речи младшего школьника с использованием информационно-коммуникативных технологий (на примере выпуска классной газеты) / К. А. Антипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27774/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития культуры речи младших школьников средствами ИКТ.

Использование технологий на этапе развития речи младшего школьника даёт уникальные возможности нового прочтения текстовой информации и способов ее передачи. Формирование медийной и информационной грамотности признано одной из ключевых компетенций в системе образования.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют влиять на развитие речи младшего школьника. Такое обучение способствует выработке системы электронных и сетевых ресурсов, которые непосредственно направлены на развитие речи младших школьников, что даёт возможность преподавателю ориентироваться в предметных средствах ИКТ, используя их, основываясь на свой опыт и психологические особенности класса, а также, глубокому пониманию методики применения ИКТ на уроке русского языка и внеурочных занятиях, где учитель, основываясь на свой опыт, широко применяет возможности использования ИКТ при планировании урока, при активизации работы учащихся с лингвистическими базами данных в онлайн режиме, при выявлении наиболее значимого места мультимедийной презентации на различных этапах урока для активного формирования сознательного чтения.

Газета как средство эффективного развития речи позволяет обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме, находить информацию в различных источниках, доказывать, говорить, мыслить, работать в группе, что в конечном итоге повышает интерес к обучению, дает возможность осознания полезности получаемых знаний и умений.

Мы учитываем возможности и интересы младших школьников при формировании навыков медийной грамотности, то есть персонифицируем коммуникативную среду. Только основываясь на интересах учащихся, когда каждый ребенок знает, чего он хочет, что ему интересно, можно повысить интерес к событиям, происходящим в жизни класса, активизировать воспитание информационной культуры школьников, повысить интерес к изучению предметов, необходимых для создания газеты.

Развитие культуры речи школьника, создание благоприятных условий для формирования медийной грамотности, сгенерирование сообщества детей, родителей, учителя — вот задачи, которые решаются на этапе развития речи, в процессе создания классной газеты.

Основными педагогическими принципами, которыми мы руководствуемся в работе, это — личностно-ориентированный подход, учитывающий особенности учащихся, способствующий обучению свободно и творчески мыслить; деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах; взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет; поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.

Деятельность, направленная на развитие речи школьников не ограничена выпуском бумажного варианта газеты. Газета выходит и в электронном виде, что дает возможность привлечь внимание других ребят, заинтересовать, «заставить» задуматься. Каждый из школьников, приходя в редакцию газеты после ознакомления с нашей работой способен ответить на 3 вопроса:

«Что я здесь делаю?

«Хочу ли я прийти ещё раз?»

«Что бы я мог выполнять в редакции без подготовки? Прямо сейчас»

Следовательно, с первого же знакомства предлагаем задуматься, используя внутреннюю речь, высказать свое мнение, и оставить свой отзыв — ответ в электронной книге посетителей.

Работа начинается с создания редколлегии. На данном этапе много шума и дискуссий, но в этих спорах можно многое увидеть и понять: интересы детей, их совместимость, наличие навыков совместной работы.

Выбор рубрик не менее важен. На данном этапе работы вновь мы отталкиваемся от желания, интересов и возможностей детей, предлагая им свои рубрики, заменяя и дополняя предложенными ими.

  1. Достижения в спорте.
  2. Срочно в номер.
  3. Путешествия.
  4. Мои размышления (литературная страничка).
  5. Информационные новости.
  6. Исторические даты.
  7. Размышления на тему…
  8. Сегодня к нам в гости....

После долгой работы, обсуждения, выбор первой темы, как оказалось общей: «Наш дружный класс».

О результативности можно судить по первому выпуску бумажного и электронного вариантов газеты.

Январь 2014г. №1

2 «Г» класс

Это первый выпуск нашей газеты.

Представляем Вам наши сочинения-рассуждения на тему

«Наш дружный класс».

Дружба— это когда не предаешь, не позоришь своего друга.

Наш класс очень дружный. Даже когда ссоримся, то потом понимаем, что не правы имиримся вту же минуту. Мы бываем вместе вПолитехническом музее, впарке Кусково, вкинотеатре, вбиблиотеке, празднуем Дни рождения.Балаян Софья

Дружба— это когда друг не бросит вбеде.

Мы всегда дружны вклассе ипомогаем товарищам вучёбе ив жизни. Классом ездим вмузеи ив разные интересные места.Миронов Матвей

Дружба— это когда друга или подругу не предают, не ссорятся, когда втрудные минуты помогают друг другу. Дружбу надо заслужить.

Мы бываем вКусковском парке, вбиблиотеке ина кондитерской фабрике. Митяева Дарья

Дружба— это когда ты поддерживаешь подругу или друга. Другу можно рассказать любой секрет.

Наш класс дружный, весёлый. Мы бываем впарке, на экскурсиях вмузеях. Мне нравится мой класс.Коваленко Варвара

Дружба— это не разлей вода, когда друг тебя не предаст, не подведёт.

Наш класс дружный. Мы ходим на экскурсии вмузеи, отмечаем Дни рождения.Греков Глеб

Дружба— это когда не ссорятся, когда любят друг друга, приходят на помощь.

Наш класс очень трудолюбивый. Мы много путешествуем вместе: вмузеи, вбиблиотеку, впарк.Лютова Александра

Дружба— это когда не ссорятся, когда победа друзей, твоя победа, когда друг познаётся вбеде.

Мой класс дружный ирадостный. Мы бывает на тренировках сребятами, на Днях рождения вкафе, впарке.Белокуров Валентин

Дружба, по моему мнению, это редкое явление, которое можно встретить. Друг— это тот, кто тебя не предаст, итот, кто поддержит втрудную минуту.

Наш класс очень дружный. Мы не разлей вода. Лапшин Иван

Дружба— это не предавать друг друга, не ссориться по пустякам, помогать втрудной ситуации.

Наш класс умный, трудолюбивый, дружный, много взаимопонимания. Мы бываем впарке осенью изимой, аещё вмузеях. Иодковская Ольга

Дружба— это такое чувство, когда человек хочет помочь ине боится поделиться своими секретами.

С нашим классом мы бываем на разных экскурсиях ифабриках. Наш класс очень добрый имилосердный.Сипапин Максим

Дружба— это очень большая связь двух иболее друзей.

Наш класс очень дружный имы помогаем Кире Анатольевне. Вместе мы бываем вмузее, кондитерской фабрике, парке Кусково. Казимова Анна

Дружба— это когда друг друга не предаёшь, помогаешь иникогда не бросишь.

Мой класс дружный, трудолюбивый, сильный иумный. Мы бываем вразных местах, нам всегда интересно.Анашкин Иван

Таким образом, выпуск классной газеты даёт исключительную возможность использования технологий на этапе развития речи младшего школьника.

Литература:

  1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М., 2007.
  2. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа// — 2003. — N 4.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  4. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. –2003. — № 5
  5. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б. Н. Головин// -М., 1991.
  6. Катонова Е. М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Е. М. Катонова// Пачатковая школа. — 2004. — № 6.
  7. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. //Журнал «Дефектология»// — М., 2001. — № 3.
  8. Ладыженская Н. В. Риторика с применением компьютерных технологий// Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 4.
  9. Торжинская О. Ю. Использование информационных технологий в начальной школе. festival.1september.ru, 2010.
  10. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. — 4 — е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): класс дружный, речи младшего школьника, этапе развития речи, младших школьников, друг друга, развитие речи, развития речи младшего, класс дружный ирадостный, речи младших школьников, культуры речи школьника, «Наш дружный класс», развитие речи школьников, классной газеты, младшего школьника даёт, развитие речи младшего, дружный имы, интересы младших школьников, кондитерской фабрике, медийной грамотности, информационной культуры школьников.


Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовки

Автор рассматривает особенности развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовке при помощи инновационных технологий на примере работы со школьниками. Теоретическая часть работы рассматривает основные признаки информаци...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления

Данная статья посвящена исследованию влияния приёмов критического мышления на развитие навыков аргументирования в письменной речи учащихся 9-го класса с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы.

Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовки

Автор рассматривает особенности развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовке при помощи инновационных технологий на примере работы со школьниками. Теоретическая часть работы рассматривает основные признаки информаци...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Совершенствование у учащихся навыков аргументации в письменной речи с использованием эффективных приёмов критического мышления

Данная статья посвящена исследованию влияния приёмов критического мышления на развитие навыков аргументирования в письменной речи учащихся 9-го класса с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы.

Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной работе приведены методические рекомендации использования ИКТ в организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного возраста как основа для развития мышления, образности, наглядности и зрительных представлений

В статье рассматривается проблема развития осознанного восприятия музыки у детей дошкольного возраста. Представлен практический опыт развития осознанного восприятия музыки с применением метода моделирования музыкального произведения.

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Задать вопрос