Целью настоящей статьи является отражение результатов изучения порядка проведения аудиторской проверки операций с основными средствами в ООО «Путина» (г. Керчь).
Целью аудита операций с основными средствами, проводимого в ООО «Путина», является выражение мнения аудитора относительно классификации и реальности оценки объектов основных средств и достоверности отражения информации о них в учете и отчетности общества.
Задачами проведения такого аудита являются:
изучение состава и структуры основных средств ООО «Путина»;
оценка условий их эксплуатации;
подтверждение права собственности общества на активы;
проверка правильности оформления первичных документов по поступлению и выбытию основных средств;
оценка состояния синтетического и аналитического учета;
проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами при соблюдении требований законодательства;
оценка правильности начисления амортизации и корректности ее отражения в учете;
оценка качества проведенной ранее инвентаризации.
Чтобы аудит был эффективным и экономически оправданным, проверку тщательно планируют, подбирая для каждого этапа наиболее уместные процедуры, проводимые для получения необходимых аудиторских доказательств.
На протяжении всего аудита, начиная с ознакомления с бизнесом клиента и заканчивая составлением итогового отчета, аудитор формирует аудиторские доказательства, документально подтверждающие информацию, собранную во время проверки. Источниками аудиторских доказательств при проведении проверки операций с основными средствами в ООО «Путина» являются:
1) первичные учетные документы: акт о приеме-передаче объекта основных средств, акт о приеме-передаче здания (сооружения), накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, акт о списании объекта основных средств, акт о списании автотранспортных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств, инвентарный список учета объектов основных средств, акт о приеме (поступлении) оборудования и др.;
2) другие документы: ведомости амортизационных отчислений, договоры купли-продажи основных средств, приказы о назначении инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи основных средств, протоколы инвентаризационной комиссии и др.;
3) регистры бухгалтерского учета: оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др., своды по начислению амортизации, главная книга;
4) формы отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу;
5) администрация и работники ООО «Путина», контрагенты общества по хозяйственной деятельности и прочие юридические и физические лица.
Конечно же, наиболее доказательными источниками информации являются первичные документы, фиксирующие хозяйственные операции. В процессе аудита бухгалтерские документы проверяют как в хронологической последовательности, так и по группам однотипных хозяйственных операций. Все первичные учетные документы сначала проверяют по существу, устанавливая их подлинность. После этого устанавливают законность и правильность проведенных хозяйственных операций, соответствие их действующему законодательству. Затем проводят арифметическую документов, что подразумевает подсчет, таксировку, составление расчетов, подведение итогов.
Результаты, полученные в ходе аудиторской проверки и подтвержденные аудиторскими доказательствами, фиксируют в рабочих документах аудитора, где отражают используемые процедуры и тесты, проверенную информацию, полученные результаты и сделанные выводы. Содержание рабочих документов аудитора в значительной мере определяется его профессиональным суждением, поэтому количество записей в таких документах определяется аудитором самостоятельно.
Изучение организации процесса аудита операций с основными средствами в ООО «Путина» позволило внести ряд предложений по её совершенствованию.
Во-первых, разработан рабочий документ аудитора по проверке документального оформления списания основных средств в ООО «Путина», который предлагается составлять по результатам проведения документальной проверки актов на списание основных средств. Такую аудиторскую процедуру проводят с целью оценки правильности оформления и достоверности первичных документов, регистрирующих операции по выбытию основных средств. Предлагаемый рабочий документ оформляется в виде аналитической таблицы, структура которой отражена в табл. 1.
Таблица 1
Рабочий документ аудитора по проверке документального оформления списания основных средств вООО «Путина»
Акт ОС-4 |
Выявлено при проверке: |
Вывод аудитора |
||||||||
номер |
дата |
полнота заполнения реквизитов |
Достоверность реквизитов (сверка) |
Корректность расчета остаточной стоимости |
заполнение таблицы «Поступило от списания» |
наличие подписей, их расшифровки |
наличие отметки бухгалтера |
утверждение руководителем |
прочее (указать) |
|
В представленном рабочем документе в разрезе каждого проверенного акта на списание отражается наличие / соответствие (отметка "+") либо отсутствие / несоответствие (отметка "–") различных реквизитов / сведений. В последней графе отражается краткий вывод по результатам проверки каждого акта, а в заключительной (текстовой) части документа аудитор подсчитывает количество выявленных нарушений и делает общий вывод о правильности документального оформления операций по списанию основных средств в ООО «Путина».
Во-вторых, предлагается использовать в практике аудита, проводимого в ООО «Путина», на этапе проверки поступления основных средств рабочий документ аудитора, оформленный в виде сводной таблицы процедур и результатов проверки операций по поступлению основных средств (см. табл. 2). В разработанном рабочем документе в отдельных графах таблицы предлагается отражать (по каждой аудиторской процедуре):
методы / приемы проверки, которыми пользовался аудитор;
объекты проверки (с указанием их наименования, реквизитов и количества);
вид рабочего документа аудитора, отражающего промежуточные результаты после выполнения очередной процедуры (например, аналитическая таблица, расчетно-аналитическая таблица, лист опроса, лист осмотра и т. п.);
факты, установленные в результате действий аудитора;
вывод аудитора.
Таблица 2
Сводная таблица процедур ирезультатов проверки операций по поступлению основных средств
Аудиторская процедура |
Метод / прием проверки |
Объект проверки |
Рабочий документ аудитора (вид) |
Установленный факт (результат применения процедуры) |
Вывод аудитора |
||
наименование |
реквизиты |
кол-во |
|||||
Проверка оформления первичных документов по поступлению ОС |
документальная проверка |
акт о приеме-передаче объекта ОС; инвентарная карточка учета ОС |
Аналитическая таблица |
||||
Сопоставление данных в первичных документах |
взаимный контроль содержания документов |
акт о приеме-передаче объекта ОС; инвентарная карточка учета ОС |
– " – |
||||
Проверка организации аналитического учета ОС |
логическая проверка, встречная проверка |
инвентарная карточка учета ОС; инвентарный список ОС; оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 |
– " – |
||||
Проверка организации синтетического учета ОС |
нормативно-правовая проверка, арифметическая проверка |
оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 08, 60 |
– " – |
||||
Проверка формирования первоначальной стоимости ОС |
нормативно-правовая проверка, встречная проверка, арифметическая проверка |
счет-фактура; акт о приеме-передаче объекта ОС; оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 08, 60 |
Расчетно-аналитическая таблица |
||||
Сверка данных первичных документов и учетных регистров |
встречная проверка |
акт о приеме-передаче объекта ОС; оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 |
Аналитическая таблица |
||||
Фактическая проверка наличия поступивших ОС |
осмотр |
объект основных средств |
Лист осмотра |
||||
Применение предложенного рабочего документа аудитора позволит получить в развернутом виде итоги проверки операций по поступлению основных средств в ООО «Путина», а также снизить трудоемкость работ на этапе группировки и обработки результатов, полученных при проведении аудиторской проверки операций по движению основных средств в ООО «Путина».
Задачи, поставленные на этапе планирования перед аудиторами, должны быть решены в процессе аудиторской проверки, проводимой по определенной методике, которая включает в себя методы аудиторской проверки, методические способы организации проверки и аудиторские процедуры. Ниже приведена примерная методика аудита операций с основными средствами, проводимого в ООО «Путина» в соответствии с программой аудита, которая реализуется последовательно (поэтапно), внутри каждого этапа — пошагово.
- Проверка первичных документов по поступлению основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:
1) проверка актов о приеме-передаче объектов основных средств с использованием приема документальной проверки.
2) сверка актов с инвентарными карточками с использованием приема взаимного контроля;
3) сверка актов с оборотно-сальдовыми ведомостями с использованием приема встречной проверки;
4) получение подтверждения от материально ответственных лиц с использованием приема опроса;
5) непосредственная проверка объектов с использованием приема осмотра.
- Проверка первичных документов по выбытию основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:
1) проверка актов о списании основных средств с использованием приема документальной проверки.
2) сверка подписей в актах с приказами о назначении комиссии с использованием приема нормативно-правовой проверки;
3) проверка договоров купли-продажи с использованием приемов документальной проверки и экспертной оценки;
4) сверка договоров купли-продажи с документами на оплату с использованием приема взаимной сверки;
5) Сверка актов с оборотно-сальдовыми ведомостями с использованием приемов встречной проверки и арифметической проверки;
6) сверка актов с инвентарными карточками с использованием приема взаимного контроля;
7) получение подтверждения от материально ответственных лиц с использованием приема опроса.
- Проверка первичных документов по внутреннему перемещению основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:
1) проверка накладных на внутреннее перемещение объектов основных средств с использованием приема документальной проверки;
2) проверка отметок в инвентарных карточках с использованием приема документальной проверки;
3) сверка накладных с инвентарными списками с использованием приемов логической проверки и встречной проверки.
- Проверка организации учета основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:
1) проверка правильности отнесения объектов к основным средствам с использованием приема нормативно-правовой проверки.
2) проверка правильности классификации основных средств с использованием приемов логического контроля и нормативно-правовой проверки;
3) проверка инвентарных карточек с использованием приема документальной проверки;
4) проверка инвентарных списков с использованием приема документальной проверки;
5) проверка ведения инвентарной картотеки с использованием приема обследования;
6) сверка инвентарных карточек с инвентарными списками с использованием приемов логической проверки и встречной проверки;
7) проверка наличия инвентарных номеров с использованием приема обследования;
8) тестирование организации синтетического учета с использованием приема нормативно-правовой проверки и опроса;
9) сверка оборотно-сальдовых ведомостей с использованием приемов встречной проверки и арифметических расчетов.
- Проверка начисления амортизации основных средств включает выполнение следующих аудиторских процедур:
1) проверка ведомостей амортизационных отчислений проводится с использованием приема документальной проверки;
2) проверка правильности начисления амортизации проводится с использованием приемов нормативно-правовой проверки, арифметических расчетов и встречной проверки;
3) проверка правильности отражения начисленной амортизации в учете проводится с использованием приемов взаимной сверки и арифметических расчетов.
- Проверка итоговых и отчетных данных по основным средствам.
Заключительным шагом каждого этапа является подведение промежуточных итогов, которое проводится с использованием приемов группировки и анализа.
В заключение проведения аудита операций с основными средствами в ООО «Путина» аудитор выражает мнение о том, что информация об основных средствах, отраженная в бухгалтерском учете и отчетности организации, подтверждается / не подтверждается документально и может / не может считаться достоверной с определяемой аудитором степенью вероятности. По результатам проведенного аудита также составляется отчет, к которому прилагаются все собранные аудиторские доказательства и рабочие документы, составленные аудитором.
Литература:
- Бычкова С. М. Практический аудит / С. М. Бычкова, Т. Ю. Фомина; под ред. С. М. Бычковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009. — 176 с.
- Аудит: учебник для вузов / [В. В. Скобара, Г. И. Пашигорева, О. Л. Островская и др.]; под ред. В. В. Скобара. — М.: Просвещение, 2005. — 479 с.