Актуальность формирования финансового результата современной организации можно обусловить тем факто, что положительный финансовый результат является залогом дальнейшего процветания и развития.
Финансовый результат может быть как положительный, так и отрицательный, Положительный есть превышение дохода над расходами. Отрицательный — превышение расходов над доходами.
Но помимо простейших формул соотношения доходов и расходов, необходимо понимать тот факт, что конечная прибыль формируется в несколько этапов: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Современное коммерческое предприятие любой сферы деятельности преследует лишь одну цель — получение максимально возможной прибыли для дальнейшей реализации направлений своей деятельности [1].
Максимизация прибыли возможна в основном по следующему направлению — увеличение прибыли от продажи товара, работ или услуг, данное направление требует решения двух главных задач: обеспечить рост выручки от продаж и снизить себестоимость.
Как себестоимость, так и прибыль от продаж выступают как результат ряда действий различных служб предприятия.
В основном к функциям служб предприятия, влияющим на формирования прибыли от продаж относят процесс контроля за эффективностью реализуемых операций и мероприятий, проводится оценка с точки зрения конечного результата, а также применение экономического рычага и стимула при выборе и реализации оптимальных решений.
Контролируя деятельность организации, специалисты руководствуются рядом форм и методов, которые могут положительно воздействовать на факторы, оказывающие в свою очередь влияние на объем прибыли от реализации конечного продукта, работы или услуги.
Факторы можно условно разделить на три группы. Первая оказывает влияние на рост или снижение поступления от продажи, вторая в большей степени оказывает влияние на объем затрат, третья влияет на изменение уровня рентабельности реализованной продукции [4].
Все вышеприведённые факторы тесно взаимосвязаны между собой, их положительное влияние возможно только при принятии и реализации управленческих решений с учетом реальных внешний и внутренних условий.
Затрагивая вопрос прибыли от продаж, необходимо отметить, что данный вид прибыли является начальным этапом при формировании чистой прибыли организации.
Прибыль от продажи часто называют еще валовой прибылью.
Два вида прибыли будут равны между собой в том случае, если в организации отсутствуют отдельно выделенные коммерческие и управленческие расходы.
Валовая прибыль представляет собой разницу между валовым доходом и себестоимостью готовой продукции. Валовый доход — есть общий доход организации от всех видов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций до уплаты из него платежей, входящих в цену продукции. Основа валового дохода производственного предприятия состоит из валового дохода от реализации продукции.
Валовый доход организации является финансовой основой, которая обеспечивает решение нижеприведённых важнейших задач:
основная часть валового дохода предприятия представляет собой источник возмещения всех текущих затрат, которые связаны с осуществлением хозяйственной деятельности. Реализация данной задачи способна обеспечить самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности организации;
часть валового дохода организации выступает в роли источника выплат различных видов налоговых платежей, которые способы обеспечить формирование средств государственного и местного бюджета. Реализация данной задачи способно обеспечить выполнение финансовых обязательств предприятия перед государством [2];
отдельная часть валового дохода предприятия представляет собой источник формирования прибыли, за счет которой сформированы фонды развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т. п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития предприятия в предстоящем периоде. Валовый доход предприятия от реализации продукции характеризуется двумя показателями — его суммой и уровнем.
Относительно прибыли от продаж можно сказать, что данный вид прибыли представляет собой разницу между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходам.
В состав управленческих расходов могут быть включены следующие расходы:
административно-управленческие расходы;
на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
налоги, уплачиваемые в целом по организации (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и т. п.);
другие аналогичные по назначению расходы, возникающие в процессе управления организацией и обусловленные ее содержанием как единого финансово-имущественного комплекса.
К коммерческим расходам относятся издержки [2]:
на затаривание и упаковку;
по доставке на станцию (пристань) отправления, погрузке в транспортные средства;
на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые посредническим организациям;
по аренде и содержанию помещений для хранения и продажи продукции (товаров);
на хранение товаров;
по оплате труда продавцов;
на рекламу;
на представительские расходы;
на иные аналогичные по назначению расходы.
Торговые организации могут включать в состав коммерческих расходов не только затраты, связанные с продажей, но затраты, связанные с приобретением товаров (транспортно-заготовительные расходы, ТЗР). При этом, ТЗР распределяются между реализованным и нереализованным товаром и списываются на уменьшение финансового результата только в части, приходящейся на реализованный товар.
Распределению на остаток нереализованного товара подлежат только транспортные расходы, а не все ТЗР.
Относительно бухгалтерского учета можно сказать, что учет валового дохода ведется на счете 90 «Продажи». Активно-пассивный счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
На субсчете 90–1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90–2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым признана выручка.
На субсчете 90–3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
Субсчет 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90–1, 90–2, 90–3 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90–2, 90–3 и кредитового оборота по субсчету 90–1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90–9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.
Аналитический учет по счету 90 организуется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
На момент признания выручки в бухгалтерском учете производятся следующие записи: Д 62 К 90.
Коммерческие расходы учитываются в бухгалтерском учете на счете 44
Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
В организации, которые осуществляет промышленный и иной вид производственной деятельности, счет 44 «Расходы на продажу» применяется для отражения следующих расходов:
тара и упаковка изделий на складе готовой продукции;
доставка продукции на станции отправления, погрузка в вагоны, суда, автомобили и иные транспортные средства;
комиссионный сбор, уплачиваемый сбытовой и иной посреднической организации;
содержание помещения для хранения конечного продукта в месте продаж и оплата труда продавца в организации, занятых производством;
оплата рекламы;
оплата представительских расходов;
иные аналогичные по назначению расходы.
В организации, осуществляющей торговую деятельность, счете 44 «Расходы на продажу» могут быть применим для отражения следующих расходов (издержки обращения): перевозка товара; оплата труда; аренду; содержание здания, сооружения, инвентаря; хранение и подработка товара; реклама; представительские расходы.
Дебет счета 44 «Расходы на продажу» накапливает суммы произведенных расходов, которые связанны с реализацией продукции, товара, работы и услуги. Данные суммы списываются в дебет 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:
в организации, осуществляющей промышленную и иную производственную деятельность — расход на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);
в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, — расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);
в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, — в дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать о том, что коммерческие расходы и валовый доход играют ведущую роль в формировании финансового результата организации.
Валовый доход представляет первую ступень при расчёте чистой прибыли, коммерческие и управленческие расходы, упомянутые в данной статье появляются в процессе расчета на второй ступени.
Таким образом, необходимо отметить, что учету доходов и расходов организации следует уделять пристальное внимание, а также осуществлять верные расчеты.
Литература:
- Фролова Т. А. Бухгалтерский учет финансовых результатов / Т. А. Фролова, Электронный ресурс, режим доступа: http://www.aup.ru/books /m194/10_1.htm
- Формирование отчета о финансовых результатах / Электронный ресурс, режим доступа: http://mvf.klerk.ru/f1otchet/forma2_040.htm
- Основные пути и направления максимизации прибыли / Электронный ресурс, режим доступа:http://studopedia.info/3–1003.html
- Коммерческие расходы организации / Электронный ресурс, режим доступа:http://www.audit-it.ru/terms/accounting/kommercheskie_raskhody.html