На современном этапе развития экономики важное значение приобретает сотрудничество государственных органов власти и хозяйствующих субъектов в форме государственно-частного партнерства.
Эта форма взаимодействия с успехом реализуется при формировании агропромышленных кластеров, и, в частности, может быть рекомендована в качестве базовой в модели молочного кластера, рекомендуемого к формированию на территории Центрально-Черноземного экономического района, в Воронежской области, где он будет успешно выполнять функции импортозамещения молочной продукции.
При формировании модели молочного кластера Воронежской области необходимо иметь в виду, что основополагающая роль в этом проекте принадлежит частному бизнесу (инвестору), роль государства заключается в обязательствах по формированию и поддержанию инфраструктуры кластера.
Для решения задачи по поиску и стимулированию так называемых «точек роста» в национальной экономике органы власти как раз и принимают участие в реализации социально-значимых проектов в приоритетных отраслях. Необходимо иметь в виду, что в данном случае и хозяйствующие субъекты, и органы власти действуют только в зоне своей ответственности в проекте частно-государственного партнерства, однако, такой проект реализуется, так или иначе, в зоне пересечения национальных и частных интересов.
Форма частно-государственного партнерства обычно применяется при осуществлении инвесторами социально-значимых проектов, в случае, когда только собственными силами инвесторов проект не может быть реализован. При этом государство, как правило, вступает в традиционную зону ответственности частного инвестора.
Использование модели частно-государственного партнерства в сфере молочного производства пока не имеет в России практики [2, с. 137]. Необходимо иметь ввиду, что существуют так называемые факторы риска, которые способны отрицательно повлиять на реализацию данного социально-значимого проекта. К таким факторам можно отнести: несовершенство законодательной базы; невысокий уровень конкуренции в сфере молочного производства Воронежской области; отсутствие практического опыта по формированию молочных кластеров в России; непрозрачность бюрократических барьеров; ограничения в возможности использования средств всех уровней бюджета.
При анализе российского практического опыта формирования инвестиционных проектов в форме частно-государственного партнерства в различных сферах экономики мы выявили так называемые «элементы успеха» этого взаимодействия, к которым можно отнести: текущую конъюнктуру финансового рынка, одобрение и поддержку со стороны влиятельных политических партий, наличие эффективных инструментов регулирования российского рынка, характер развития нормативно-правовой базы.
Использование при формировании молочного кластера Воронежской области соответствующих инструментов определяется выбранной формой осуществления государственно-частного партнерства.
В качестве инструментов реализации государственно-частного партнерства в данном случае подразумеваются используемые способы оказания поддержки со стороны государства.
Необходимо иметь в виду, что при сложившихся обстоятельствах российской экономики, и в частности, положения дел в молочной промышленности, реализация проекта молочного кластера Воронежской области не может быть жизнеспособна и, в первую очередь, рентабельна, без государственной поддержки. Однако, нужно заметить, что традиционная схема финансирования проекта за счет средств бюджета является только одной из возможных форм государственной поддержки проекта.
Также нужно учитывать, что механизм частно-государственного партнерства подразумевают, что органы власти и хозяйствующие субъекты распределяют между зонами своей ответственности соответствующие риски инвестиционного проект (и, в том числе, риски финансового характера).
Можно сделать выводы, что участие в социально-значимых проектах со стороны органов власти сводится либо к принятию на себя части рисков проекта, либо к росту положительных денежных потоков проекта.
Государственные органы власти, как правило, предпочитают участвовать в распределении следующих рисков: формирования необъективной цены обязательств финансового характера, предпочтения неудачной конфигурации взаимодействия с хозяйствующим субъектом, неудачного выбора объекта для инвестирования, неправильного использования средств бюджетов.
Для частного партнера, каким, согласно нашим рекомендациям, является ОАО «Молвест» (основное, «якорное» предприятие создаваемого кластера и одновременно основной инициатор кластерных инициатив), основными приемлемыми к распределению рисками участия в государственно-частном партнерстве, на наш взгляд, могут стать следующие риски: отказ от сотрудничества,недооценка / переоценка спроса,неправильная оценка эффективности инвестиционного проекта (в том числе за счет неучтенных факторов),отсутствие эффективной конкуренции [1, с. 56].
Процедура распределения рисков между участниками формируемого кластера должна быть юридически закреплена в соглашении о государственно-частном партнерстве.
При исследовании механизма формирования молочного кластера Воронежской области нами были сформулированы следующие принципы распределения рисков между основными участниками проекта:
- Риск должен принимать на себя тот участник, который способен эффективнее управлять им.
- Участник должен быть заинтересован в процессе управления взятым на себя риском.
- Объем принятых рисков должен регулироваться (для частного инвестора — способностью управлять ими, для государства — уровнем бюджетных ограничений).
Актуальным и открытым в настоящее время является вопрос финансирования молочного кластера Воронежской области в части средств, выделяемых из федерального бюджета.
Изначально, средства в объеме 12020,8 млн. руб. планировалось освоить к 2020 году за счет федерального бюджета (в частности, средств Инвестиционного фонда).
Однако, законом о федеральном бюджете на 2015–2017 гг. объемы средств Инвестиционного фонда Российской Федерации не предусматриваются. Более того, дальнейшая судьба Инвестиционного фонда пока не определена, также как и предоставление государственной поддержки с использованием механизма региональных инвестиционных фондов.
Одним из возможных вариантов реализации новых проектов может стать внедрение в рамках Инвестиционного фонда инновационного механизма отложенных платежей.
Данный механизм предусматривает финансирование строительства или модернизации инфраструктуры молочного кластера за счет частных партнеров, однако такие расходы компенсируются в будущем за счет дополнительных доходов российской бюджетной системы, которые, в свою очередь, должны поступить вследствие развития территории данного молочного кластера. В этой ситуации в Инвестиционном Фонде могут быть аккумулированы денежные ресурсы, предназначенные для возмещения расходов на строительство инфраструктуры молочного кластера.
В свете изложенного, считаем целесообразным уточнить схему финансирования создания молочного кластера Воронежской области с учетом особенностей расходования средств Инвестиционного фонда федерального бюджета, начиная с 2014 года (таблица 1).
Таблица 1
Уточненная схема финансирования молочного кластера Воронежской области врамках реализации государственно-частного партнерства
Источники финансирования создания молочного кластера |
Предварительные прогнозные расчеты |
Авторские расчеты (объемы финансирования, сучетом сложившихся тенденций экономики, начиная с 2014 года) |
Перераспределение средств |
Средства частных инвесторов, млн. руб. |
29951,1 |
43032,6 |
+ 13081,5 |
Средства Федерального бюджета (Инвестиционный фонд), млн. руб. |
12020,8 |
Недостающие суммы предлагается компенсировать механизмом «отложенных платежей», т. е. финансирования строительства и реконструкции объектов инфраструктуры за счет средств инвесторов с последующей компенсацией таких расходов за счет дополнительных доходов бюджетной системы РФ, полученных вследствие развития территории Воронежской области |
-12020,8 |
Средства областного бюджета, млн. руб. |
17678,6 |
16617,9 (17678,6 × 0,94) |
-1060,7 |
Итого |
59650,5 |
59650,5 |
- |
Таким образом, по оценке авторов, в исходной версии создание молочного кластера на территории Воронежской области окажется нежизнеспособным.
За счет недостатка средств Инвестиционного фонда Федерального бюджета на неопределенное число лет и секвестирования расходования средств поддержки инвестиционных проектов из бюджета Воронежской области (на 6 %, по предварительным оценкам), на частных инвесторов ложатся дополнительные расходы (порядка 13,1 млрд. руб.) по созданию молочного кластера.
Как нам представляется целесообразным, дополнительные расходы могут быть компенсированы следующим образом (таблица 2). По мнению авторов, решение проблемы компенсации недостающих расходов только силами внутренних частных инвесторов в настоящее время весьма проблематично, целесообразным будет привлечение в кластер и внешних частных инвесторов, способных оказать финансовую поддержку кластеру, что приведет к расширению числа заявленных ранее участников кластера.
Таблица 2
Способы компенсации дополнительных расходов по созданию молочного кластера Воронежской области
Вариант |
Способ компенсации расходов |
Вариант 1 (без привлечения дополнительных участников в кластер) |
эмиссия дополнительных акций «якорным» предприятием молочного кластера («Молвест»); привлечение ключевыми участниками кластера дополнительных банковских кредитов по льготным ставкам в «Россельхозбанк» |
Вариант 2 (с привлечением новых частных инвесторов) |
Привлечение новых участников в кластер (в т. ч. крупнейшей компании «ЮНИМИЛК», котирующей акции на открытом рынке и имеющей возможности осуществлять открытые IPO на фондовой бирже) |
При этом, формирование механизма государственно-частного партнерства за счет развития конкурентной среды сможет оказать позитивное воздействие на повышение отдачи от средств, вложенных в сферу молочной промышленности, формирование благоприятного инвестиционного климата и внедрение механизма государственных гарантий.
Литература:
- Воронцов, А. Д. Практические аспекты реализации механизма формирования молочного кластера Воронежской области / А. Д. Воронцов // ФЭС. № 10. 2015 г. С. 54–58.
- Воронцов, А. Д. Методы проведения мониторинга молочной промышленности Российской Федерации, адаптированные к проблеме импортозамещения / А. Д. Воронцов // Экономика и предпринимательство. № 11–1. 2015 г. С. 135–141.