В связи с развитием конкуренции в транспортном сегменте, для удержания рынка перевозок ряд транспортных компаний вынуждены принимать действенные меры, направленные на развитие клиентоориентированности и повышения конкурентоспособности.
Важным направлением, на котором возможно повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, является перевозка «дорогих» высокодоходных грузов мелкими партиями. В настоящее время эти грузы перевозятся, главным образом, автомобильным транспортом. Основной причиной высокой конкурентоспособности автомобильного транспорта, является быстрота и простота оформления перевозки. Большинство грузоотправителей жалуются на излишне громоздкую и бюрократическую систему оформления перевозок, и если для массовых грузов, этот фактор не является столь значимым, то для грузов, перевозимых мелкими партиями, этот фактор становится решающим.
В условиях жесткой конкуренции среди транспортных компаний для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта необходимо максимально ориентировать его на удовлетворение и предвидение нужд клиентов. Для чего необходимо предоставлять такие услуги как доставка грузов «точно в срок» и «от двери до двери», организация сборных контейнерных отправок, повышение уровня сервиса на складских комплексах и др. В конкурентной борьбе в сфере грузовых перевозок у железнодорожного транспорта имеется ряд преимуществ: наличие развитой инфраструктуры, большой опыт и отлаженная технология работы с клиентом. Кроме того, в связи с реструктуризацией ОАО “РЖД” выделены дочерние компании и структуры, специализирующиеся на оказании пакета услуг по направлениям своей деятельности, такие как ПАО “ТрансКонтейнер”, которое может оказывать любые услуги, связанные с контейнерными перевозками; дирекция по управлению терминально-складским комплексом, которое предоставляет эффективный комплекс погрузочно-разгрузочных и терминально-складских услуг по всей сети железных дорог РФ; ОАО “РЖД Логистика”, которое может производить услуги по упаковке грузов, сортировке, консолидации, ответственному хранению, таможенно-брокерские услуги, транспортный аутсорсинг, а также сервис доставки сборных грузов по всей России и СНГ.
В связи с тенденцией увеличения перевозок тарно-упаковочных и контейнерных грузов в крупнотоннажных контейнерах предусмотрим технологию взаимодействия трех структур, связанных с железнодорожным транспортом (ОАО “РЖД Логистика”, ПАО “ТрансКонтейнер”, дирекция по управлению терминально-складским комплексом), по организации перевозок мелких отправок с тарно-штучными грузами в большегрузных контейнерах.
Отправлять мелкие отправки в контейнерах можно по двум вариантам: накапливать груз на складе в адрес одного получателя до целого контейнера или формировать сборные отправки от разных грузовладельцев в адреса разных клиентов, следующих до одной станции назначения.
На грузовом дворе станции Барнаул есть складские комплексы крытого типа. В предыдущих работах рассматривалась возможность модернизации складских комплексов в соответствии с современными требованиями клиентов. Кроме того, на территории станции находится контейнерная площадка, где перерабатываются крупнотоннажные контейнеры. При взаимодействии с контейнерной площадкой ПАО «ТрансКонтейнер» и с участием компании ОАО «РЖД Логистика», можно предусмотреть технологию формирования сборных отправок. Сборные отправки требуют меньшего времени для накопления груза на целый контейнер, но большего времени на централизованную доставку грузов от станции назначения до потребителей.
Необходимо определить при каком времени накопления груза на контейнерную отправку выгоднее отправлять груз сборной отправкой, а при каком, контейнерной отправкой в адрес одного получателя. Для этого необходимо сравнить затраты при отправлении груза контейнерной отправкой в адрес одного получателя и сборной контейнерной отправкой.
Затратами при отправлении груза контейнерной отправкой в один адрес являются затраты на накопления груза и затраты на его доставку до склада получателя:
, (1)
где — время на накопления груза на контейнерную отправку, сут;
— эксплуатационные затраты склада, руб/сут;
— затраты на доставку груза, руб/сут.
Затратами при отправлении груза сборной контейнерной отправкой являются затраты на накопления груза и развоз груза по клиентам:
, (2)
где — время на накопления груза на сборную контейнерную отправку, сут;
— затраты на доставку груза с участием экспедитора, руб/сут.
В рассматриваемых расчетах приняты следующие допущения: партии предъявляемого груза примерно равны друг другу; партии груза предъявляются примерно через одинаковые промежутки времени.
На рисунке 1 схематично показан процесс накопления груза на контейнерную отправку в адрес одного получателя. На рисунке 2 показан процесс накопления груза на контейнерную сборную отправку. Разница между временем накопления по первой и второй технологиям обслуживания клиентов обозначена .
Рис. 1. Диаграмма накопления груза на контейнерную отправку в адрес одного получателя
Рис. 2. Диаграмма накопления груза на сборную контейнерную отправку
Для выбора вида отправки определим предельную разницу времени накопления груза на контейнерную и сборную контейнерную отправку :
, (3)
Эксплуатационные расходы склада определяются по формуле:
, (4)
где 1,8 — коэффициент, учитывающий отчисления на социальное страхование, затраты на охрану труда и другие расходы;
ФЗП — годовой фонд заработной платы операторов, руб/год;
ΣА — амортизационные отчисления, руб/год;
ΣР — расходы на текущий и капитальный ремонты, руб/год;
ΣЭ — расходы на электроэнергию и топливо, руб/год;
ΣН — расходы на налоговые выплаты, руб/год;
1,3 — коэффициент, учитывающий общие и общехозяйственные расходы.
Эксплуатационные расходы, связанные обслуживанием средств механизации, не учитываются, так как они присутствуют в обоих вариантах и принимаются условно равнозначными.
Затраты на доставку груза без экспедитора зависят от эксплуатационных расходов на содержание автомобиля. Для проектируемого складского комплекса предусмотрено 3 собственных автомобиля, предназначенных для централизованного завоза и вывоза груза по клиентам. К эксплуатационным расходам собственных автомобилей относятся: затраты на расход топлива; затраты на оплату труда водителям грузовых автомобилей; затраты на амортизационные отчисления; затраты на ремонт; налоговые отчисления. Эксплуатационные расходы на содержание собственных автомобилей определяются по формуле:
, (5)
Затраты на доставку груза сборной отправкой включают: затраты на оплату труда экспедиторам; эксплуатационные расходы на содержание автомобиля. Затраты на доставку груза сборной отправкой определяются по формуле:
, (6)
Эксплуатационные расходы на содержание автомобилей будут отличаться только расходами на топливо, так как автомобили будут проходить другое расстояния.
руб/сут.
Определим предельную разницу времени накопления груза на контейнерную отправку и сборную контейнерную отправку .
сут.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: если разница времени между накоплением груза на контейнерную отправку и накоплением на сборную контейнерную отправку превышает 0,25 сут (6 ч), то выгоднее отправлять груз сборной контейнерной отправкой.
Моделирование технологии взаимодействия контейнерной площадки со складским комплексом позволит более гибко подходить к пожеланиям клиента, а также моделировать расходы, связанные с технологическими операциями, выполняемые по индивидуальным заказам клиентов.
Литература:
- Гришкова Д. Ю.. Тяботова А. А. Организация работы современного терминально-складского комплекса. [Электронный ресурс] Сборник международной заочной конференции «Проблемы организации и управления на транспорте» Уральского государственного университета путей сообщения.
- Гришкова Д. Ю.. Тяботова А. А. Проектирование современного складского комплекса в Алтайском узле. [Электронный ресурс] Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый» № 3 (62) часть 3. 2014 г. С.274–278.
- Концепция создания терминально-логистических центров на территории российской федерации. — М., 2012.
- Логистическое управление грузовыми перевозками и терминально-складской деятельностью. Под ред. С. Ю. Елисеева, В. М. Николашина, А. С. Синицыной. Учебное пособие для специалистов. М.: ФГБОУ “Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте” 2013. 428 с.