Изучение иностранного языка — это неотъемлемая часть начального образования как в отечественной, так и в зарубежной общеобразовательной школе. Многие исследователи отмечают, что раннее обучение иностранному языку способствует более прочному и свободному владению языком. Более того, раннее изучение языка имеет большой воспитательный, интеллектуальный и нравственный потенциал. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, в частности, лексической компетенции, исследуемой в данной работе, учащихся с первых шагов знакомить с языком как средством общения. Следовательно, методика преподавания иностранного языка на начальном этапе в 1–4 классах должна быть направлена на освоение следующих навыков и умений: 1) уметь понимать иноязычную речь на слух (навык аудирования); 2) уметь выражать мысли средствами изучаемого языка (навык говорения); 3) уметь понимать прочитанный иноязычный текст (навык чтения); 4) уметь пользовать орфографией и графикой иностранного языка (навык письма). Овладение необходимыми навыками является первым шагом к достижению коммуникативной компетенции младшими школьниками. Навык — это основа речевого умения, определенного конкретной учебной программой и соответствующего реальным потребностям образования и развития полноценной личности. Под навыками следует понимать «те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает». Для развития необходимых навыков для овладения иноязычной коммуникативной компетенцией на начальном этапе изучения иностранного языка разрабатываются учебные материалы, соответствующие как возрастным особенностям учащихся данного возраста, так и их познавательным интересам. К примеру, с первого года обучения иностранному языку развиваются следующие способности учащихся:
1) фонетический слух;
2) способность к имитации;
3) догадка;
4) способность к выявлению языковых закономерностей;
5) способность к вероятностному прогнозированию;
6) способность устанавливать смысловые связи. [2.86]
Под лексическим навыком приято понимать синтезированный процесс выбора лексической единицы, исходя из ее значения и сочетания с другими лексическими единицами языка. При формировании лексического навыка необходимо учитывать три основных вида работы: речевая зарядка либо речевая подготовка, которые вводят учащихся в атмосферу коммуникации на иностранном языке; ознакомление с новыми словами и их значениями, т. е. семантизация; автоматизация лексических единиц.
В зависимости от этой последовательности выделяется три основных этапа работы с лексикой на начальной стадии. Первый этап — это знакомство с лексикой, различение, при котором школьники учатся распознавать лексические единицы в тексте. На первом этапе знакомства с лексикой и ее распознавания можно использовать, упражнения на опознавание лексики, на различение, тесты-подстановки. Второй этап — алгоритмический, во время которого учащимися усваивается и репродуцируется та или иная речевая структура, в ходе изучения которой осваиваются лексические единицы. На втором этапе можно применять конструктивные упражнения, заключающиеся в воспроизведении информации по памяти. Третий — творческий этап, на котором учащиеся применяют уже усвоенные знания и умения на практике. Третий этап ознаменован закреплением приобретенных и отработанных знаний на практике, т. е. при помощи использования их в различных языковых ситуациях. [1.15]
Литература:
- Кладова И. С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. Березники, 2010. 15 с.
- Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching. 3d ed. MacMillan, 2011. 416 р.