Одним из аспектов изучения иностранного языка является грамматика. Она имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий на протяжении многих лет. Она играла и продолжает играть неодинаковую роль при обучении родным или иностранным языкам и в системе образования отдельных стран мира.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования грамматических навыков речи. Перед нами стояла цель показать возможность и необходимость использования системы упражнений в обучении грамматике. Предметом нашего исследования является грамматика и грамматические явления иностранного языка.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания происходит посредством формирования грамматических навыков. Навык понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности, следовательно, автоматизированность действия — основной признак навыка.
Важнейшим условием создания активного грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на котором может формироваться автоматизированное умение. Если ученик может в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформить фразу, то он уже в какой-то степени владеет данным навыком.
Различают два вида речевых навыков. Морфологические речевые навыки обеспечивают правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи (навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т. д.). Синтаксические речевые навыки обеспечивают стабильно правильное и автоматизированное расположение слов во всех типах предложений (т. е. навыки владения основными синтаксическими схемами предложений).
Процесс обучения грамматическим навыкам проходит ряд этапов, каждый из которых имеет определенную задачу. Этапы обучения навыкам следующие:
1) подготовительный этап, на котором происходит ознакомление с грамматическим явлением.
2) элементарный этап обеспечивает усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции.
3) совмещающий этап закрепляет серию действий в условиях координации с другими действиями.
4) этап систематизирующего обобщения подразумевает освоение обобщений при помощи сравнений и классификаций.
5) включение грамматических навыков в речевую деятельность.
Основное назначение грамматических упражнений заключается в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом.
Грамматические упражнения отвечают следующим основным требованиям:
1) обучать действиям с грамматическим материалом;
2) иметь коммуникативную направленность;
3) располагаться в порядке от более легких к более трудным;
4) активизировать умственную деятельность обучающихся.
На практике сформированность грамматических навыков мы предлагаем проверить следующим образом: провести срез знаний, чтобы определить, какими умениями и навыками владеют учащиеся, после чего проанализировать результаты, составить комплекс упражнений на отработку того грамматического материала, который вызывает затруднения у учащихся, и апробировать упражнения на занятиях. Затем необходимо провести итоговый тест и по его результатам оценить уровень сформированности грамматических навыков. В итоговом тесте рекомендуется использовать упражнения, подобные тем, что выполняли учащиеся в начальном контроле. Например, в первой работе присутствуют задания на образование степеней сравнения. После того как данное правило будет отработано, оно будет включено в итоговый срез.
В ходе работы были сделаны выводы: грамматика имеет огромное значение при обучении языку, формирование грамматических навыков речи обусловливает правильное оформление высказывания, а система упражнений позволяет сформировать эти навыки, проконтролировать и улучшить результаты обучения.