Интернет-технологии при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Наимова, Д. К. Интернет-технологии при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Д. К. Наимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 683-685. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27903/ (дата обращения: 16.11.2024).



Особенности внедрения интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом ВУЗе.

Ключевые слова: социокультурная специфика, интерференция, компетенция, структура, аудирование, помехи, развитие, преподавания.

Профессиональное владение языком становится возможным при условии сформированности коммуникативной компетенции,представляющей собой совокупность языковой, речевой и социокультурнойсоставляющих. Коммуникативная компетенцияв узком смысле предполагает умение использования языковых средств, знание закономерностей их функционирования в реальной речи для построения высказываний в процессе лично значимого иноязычного общения его участников. Коммуникативная компетенция складывается не только из умения предсказывать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации, вживаться в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации и осуществлять управление процессами общения в той или иной коммуникативной ситуации, но также предполагает развитие следующих умений глобального характера:

 выделять общее и культуроспецифичное в моделях развития различных стран и цивилизаций;

 представлять свою страну и ее культуру с учетом возможной культурной интерференции со стороны слушателей;

 признавать права на существование разных культурных моделей;

 конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов.

Языковая компетенцияпредставляет собой потенциал лингвистических знаний человека, совокупность правил анализа и синтеза единиц языка, позволяющих строить и анализировать предложения, пользоваться системой языка для целей коммуникации, постичь в целом закономерности и правила функционирования языка. Речевая компетенцияпредполагает, с одной стороны, знание о способах интерпретации речевого портрета коммуникаторов, технике осуществления ознакомительного, выборочного, аналитического чтения, построения устной и письменной речи в изучаемых сферах иноязычного общения; с другой стороны, развитие следующих умений: прогнозировать коммуникативную приемлемость и целесообразность выбора средств оформления речевых произведений, осуществлять коммуникативную коррекцию неадекватного речевого поведения, определять коммуникативное значение фраз, фрагментов дискурса в изучаемых ситуациях, варьировать речевое поведение в изменяющихся условиях иноязычного общения. По мнению В. В. Сафоновой, создавшей научно-методическую школу, изучающую особенности формирования социокультурной компетенции в устной и письменной речи, социокультурная компетенция в структурном плане включает общекультурную, страноведчески маркированную культуроведческую, лингвокультуро-ведческую, социолингвистическую и социальную компетенции обучающегося и рассматривается как составная часть коммуникативной компетенции. Социокультурная компетенция обеспечивает обучающемуся возможность:

 ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды и социокультурных характеристиках людей, с которыми он общается;

 прогнозировать социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения;

 адаптироваться в иноязычной среде.

Специфика предмета «иностранный язык» состоит в том, что ведущим компонентом содержания «обучению языку являются не основы наук, а способы деятельности: обучение различным видам речевой деятельности — говорению, аудированию, письму, чтению. Как известно, в основе формирования умений в любом виде иноязычной деятельности лежат слух моторные навыки, поэтому значение применения услуг ИКТ в процессе преподавания иностранных языков трудно переоценить. Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ: формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования; расширение активного и пассивного словарей; приобретение культурологических знаний; овладение культурой общения в электронной среде и навыками компьютерно-опосредованного общения; формирование элементов определенного вида мышления; приобретение навыков самостоятельной когнитивной деятельности; формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей реального общения; формирование навыков работы в группе. Чрезвычайно важным является тот факт, что данные дидактические задачи реализуются благодаря использованию ИКТ в информационно-обучающей языковой среде. Известно, что естественная языковая среда создается непосредственно в стране изучаемого языка, когда субъект попадает в ситуацию вынужденного использования языка как средства общения для того, чтобы выжить в данном окружении. В связи с доминирующим положением английского языка в мировом сообществе как языка политики, науки, экономики, компьютерных коммуникаций радикально изменилось отношение к изучению английского языка. Возникла необходимость создания искусственной языковой среды в условиях учебного заведения. Достижение этой цели стало возможным благодаря применению аутентичных ресурсов Интернета, а также различных средств информационных технологий (электронной почты, телеконференций, чата, видеоконференций), которые предоставляют возможность интенсифицировать учебный процесс, сделать его более насыщенным, информативным, мотивирующим, обеспечивающим новое содержание и формирующим ценностное отношение к изучению иностранного языка.Именно поэтому целесообразно введение на современном этапе еще одного вида компетенции, которую необходимо развивать у выпускников неязыковых вузов — информационной компетенции.Информационная компетенция включает знания о функциональных возможностях компьютерной техники; современных программных оболочках; видах информационно-коммуникационных служб и сервисов; особенностях информационных потоков в своей области деятельности; психологической структуре взаимодействия субъектов обучения в информационной среде; правилах использования объектов интеллектуальной собственности в Интернете.

Таким образом, представляется, что наиболее эффективным на сегодняшний день является комплексный, системный подход к обучению иностранным языкам, который аккумулирует личностно ориентированные и деятелъностные технологии на основе рассмотрения языка как явления социокультурной реальности, феномена культуры и продукта развития цивилизации.

Литература:

  1. Ратова И. В. Образовательные технологии как условие создания эмоционально положительного фона обучения. Дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.
  4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение и становление образовательной парадигмы. Жуковский, 2000.
  5. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М., 1992.
  6. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2008.
  7. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению языкам международного общения: социально-педагогические и методические доминанты // Сборник научных статей ТГРУ. Таганрог, 2004. С. 109–119.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетенция, коммуникативная ситуация, социокультурная компетенция, английский язык, иноязычное общение, информационная компетенция, письменная речь, язык.


Ключевые слова

компетенция, структура, развитие, интерференция, аудирование, социокультурная специфика, помехи, преподавания

Похожие статьи

Языковая среда в условиях дистанционного обучения в неязыковом вузе

В статье анализируются языковая среда и алгоритмы практических занятий в неязыковом вузе при изучении английского языка в условиях дистанционной и очной работ со студентами медицинского вуза.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах зарубежных стран и Республики Казахстан

Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений

В статье описывается практика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов посредством видеоматериалов.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Похожие статьи

Языковая среда в условиях дистанционного обучения в неязыковом вузе

В статье анализируются языковая среда и алгоритмы практических занятий в неязыковом вузе при изучении английского языка в условиях дистанционной и очной работ со студентами медицинского вуза.

Использование интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах зарубежных стран и Республики Казахстан

Актуальность использования видеоматериалов при организации учебного процесса на практических занятиях иностранного языка естественнонаучных направлений

В статье описывается практика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов посредством видеоматериалов.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Роль ИКТ в реализации принципа личностно-ориентированного обучения в условиях современного вуза

В статье автором определяется роль современных информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципов личностно-ориентированного подхода при обучении студентов иностранному языку в неязыковом вузе.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе

Статья посвящается вопросу формирования ключевых коммуникативных компетенций и методу проектов, как одному из интерактивных методов обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Задать вопрос