В данной исследовательской работе представлен анализ видов современного управленческого консалтинга, раскрыта их основная сущность и содержание. Помимо этого, был отдельно рассмотрен IT-консалтинг, как целостная система информационного обеспечения компании, и его отдельные направления.
Ключевые слова: компания, управление, консалтинговые услуги, виды консалтинговых услуг.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что консалтинговые услуги, как во всем мире, так и в России, стремительными темпами набирают свою популярность. Это обусловлено большим перечнем причин, основная из которых — нежелание руководителей сталкиваться с рисками в процессе повышения рентабельности предприятия путем интенсивного совершенствования производства. В настоящее время почти каждый старается избегать подобных непредвиденных обстоятельств в своем бизнесе. Причем руководители обращаются в консалтинговые компании абсолютно на разных этапах становления и развития организации.
В широком смысле под консалтингом принято понимать любую помощь клиенту при решении каких-либо проблем, возникающих в ходе его деятельности. Спектр таких проблем очень велик, именно поэтому принято разделять консалтинговые услуги на определенные его виды. Каждый вид имеет свою особенную характеристику и специализацию. В данной исследовательской работе мы рассмотрим 5 основных видов управленческого консалтинга.
Виды управленческого консалтинга
Для комплексного совершенствования работы компании, следует уделить особое внимание управленческому консалтингу. На сегодняшний день существует несколько видов управленческого консалтинга, каждый из которых подходит в определенной ситуации.[7, с. 135–139] Управленческий консалтинг подразделяется на:
1) Операционный;
2) Кадровый;
3) Стратегический;
4) Маркетинговый;
Операционный управленческий консалтинг
Операционный консалтинг — это совокупность экспертных решений, устраняющих управленческие проблемы, централизующих предприятие, дающих возможность сделать бизнес более эластичным, координированным. Данный вид консалтинга позволяет активизировать внутренние ресурсы компании для совершенствования и достижения запланированных результатов. [1, c. 31–32]
В данной сфере консультативных услуг рассматриваются вопросы организационного менеджмента и менеджмента персонала, общей системы управления компанией, вопросы бизнес–планирования, а также нормативно–правовые аспекты организации.
Операционный консалтинг ставит для себя следующие цели:
1) развитие сферы клиент–менеджмента;
2) качественные маркетинговые исследования;
3) контроль за автоматизированным документопотоком;
4) бизнес–планирование и развитие компании;
5) поиск дополнительного финансирования;
6) безопасность материальных и нематериальных активов;
7) рекламные акции;
8) мотивационная функция менеджмента персонала;
9) управление материально–техническим снабжением;
10) мониторинг результативности преобразований, проведенных в компании. [1, c. 128–132]
Кадровый управленческий консалтинг
Кадровый консалтинг — это комплекс мер, направленных на диагностирование психологического состояния сотрудников и эффективности организационной структуры предприятия. [5, c. 78–80] При выявлении проблем в ходе диагностики, кадровый консалтинг вырабатывает подходящую организационную структуру и корпоративную культуру предприятия. Все эти действия направлены на улучшение психологического климата в организации и увеличение работоспособности сотрудников.
Кадровый консалтинг включает в себя:
1) формирование кадровой политики;
2) подбор и отбор персонала;
3) тимбилдинг;
4) мониторинг психологического состояния сотрудников и коллектива в целом;
5) оценка кадров, аттестация персонала;
6) обучение сотрудников для улучшения профессиональных навыков;
7) оценка успешности деятельности предприятия;
8) исследование корпоративной культуры. [5,c. 216–220].
Стратегический управленческий консалтинг
Стратегический консалтинг — это комплекс действий, направленных на повышение эффективности организационной структуры предприятия и достижения поставленных целей и задач организации.[3, с. 356–357]
Создание грамотного бизнес–плана, который повысит конкурентоспособность фирмы, используя возможные ресурсы предприятия, такие как материальное оснащение, нематериальные и финансовые активы компании. Успешные коммуникации внутри компании между отделами, подразделениями, филиалами фирмы. [4, c. 41] Все эти взаимосвязанные компоненты отражают сущность понятия — стратегический консалтинг.
В задачи стратегического консалтинга входит:
1) анализ положения предприятия на рынке товаров и услуг;
2) создание маркетинг–плана фирмы;
3) грамотное распределение человеческих ресурсов;
4) поиск дополнительного финансирования;
5) налоговая и бухгалтерская отчетность;
6) поиск уязвимых мест в организационной стратегии фирмы. [4, c.24–26]
Под влиянием спроса и предложения формируется ценовая политика фирмы и ее положение на современном рынке. Следует уделять особое внимание изменениям во внешней среде организации, так как это может отразится на дальнейшем плане действий по развитию компании.
Маркетинговый управленческий консалтинг
Маркетинговый консалтинг дает возможность предприятию увеличить показатели объема продаж, определить бизнес–ориентацию компании, произвести сегментацию рынка и позиционирование товара, а также выбрать эффективную стратегию охвата рынка.[2, с. 13–15]
Маркетинговый консалтинг включает в себя:
1) детальный SWOT–анализ (анализ конкурентоспособности компании, просчет рисков на внутреннем и внешнем рынках);
2) анализ концентрации конкурентов, производящих субституты;
3) сегментацию рынка по определенным критериям;
4) маркетинговое планирование для достижения поставленных целей и задач компании.
ИТ–консалтинг. Его значение вуправлении организацией
На сегодняшний день невозможно представить успешную компанию, которая не использует информационные технологии. Но вопрос об эффективном применении в полной мере возможностей информационного обеспечения предприятием остается открытым.
Система информационного обеспечения включает в себя множество подразделов, которые зачастую руководитель самостоятельно не в силах полностью реализовать на предприятии. ИТ–консалтинг способен оказать помощь по внедрению и поддержке информационных технологий в организациях, тем самым автоматизировать и усовершенствовать организационный процесс. [6, с. 56–57]
ИТ–консалтинг имеет несколько направлений:
1) проверка информационных технологий. Аудит информационных технологий определит, насколько имеющиеся ИТ системы соответствуют бизнес–целям предприятия;
2) создание стратегии информационного развития. При активном расширении предприятия, руководитель зачастую не уделяет должного внимания информационному обеспечению. ИТ–стратегия должна совпадать с общей стратегией развития бизнеса и удовлетворять будущие потребности фирмы. Информационная стратегия комплексно охватывает и систематизирует разные области компании, такие как производство, торговля, финансирование, маркетинговые кампании и др. ИТ–консалтинг просчитывает риски по внедрению информационных технологий в компанию, и исключает неблагоприятный исход;
3) персонализация информационных технологий для конкретного предприятия. Для успешного функционирования на рынке, динамично развивающиеся фирмы требуют особого внимания к определенным факторам: развитость бизнес–процессов, совместимость с другими информационными системами, возможность синхронизирования ИТ–систем в единое целое на предприятии и др. [6, с. 112–113]
В определенный момент, когда фирма начинает активно развиваться, возникает необходимость создания единой ИТ–стратегии. Это происходит, когда:
1) используемые на предприятии информационные технологи не соответствуют поставленным задачам и целям организации;
2) эффективность предприятия возрастает, но постепенно утрачивается контроль в управлении фирмой;
3) затраты на внедрение и поддержание информационных технологий не окупаются;
4) нет ясности какая информационная технология конкретно подходит для данного бизнеса и др. [6, с. 71–73]
Заключение
Проблема эффективного управления предприятием достаточно актуальна абсолютно на всех этапах его развития. Любому руководителю, осознавшему важность консалтинга для своей компании как инструмента повышения эффективности его деятельности, рекомендуется более тщательно подходить к выбору консалтинговых фирм. Базовые знания и ориентация в видах управленческого консалтинга, безусловно, помогут ему в этом.
Литература:
- Бисвас Сугата, Твитчелл Дэрил. Руководство по управленческому консалтингу // Издательство: «Вильямс». — 2004. — 280 с.
- Иванов М., Фербер М. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг // Издательство: Альпина Паблишер. — 2003. — 180 с.
- Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание // Издательство: «Вильямс». — 2008. — 1072 c.
- Курбатова О. В. Развитие рынка консалтинговых услуг // Издательство: «Юнити-Дана». — 2005. — 80 с.
- Маринко Г. И. Управленческий консалтинг // Издательство: ИНФРА-М. — 2005. — 384 c.
- Риминий Дэн. Как стать успешным IT-консультантом // Издательство: «КУДИЦ-Образ». — 2005. — 192 c.
- Токмакова Н. О. Основы управленческого консультирования // Издательство: МЭСИ. — 2006. — 240 c.