The article states that as a speech therapist with educational technology works with children speech disorders. Usingeducationaltechnologybeingremedialwork.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Сегодня серьёзной проблемой специальных детских садах стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. В последние годы у большинства детей данной категории в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова. Данные нарушения мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному влияют на общее развитие ребенка. Согласно «Положению о логопедических пунктах при общеобразовательных школах» основным контингентом являются учащиеся с фонетико-фонематическими нарушениями и с нерезкою выраженным общим недоразвитием речи. Целью коррекционно-воспитательной работы логопеда является воспитание пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических средств и грамматического строя речи. Самый важный этап логопедической работы направлен на совершенствование звуковой стороны речи (коррекция звуков, развитие фонематических процессов) и формирование полноценных навыков анализа и синтеза звукового состава слова, это составляет ту основу, которая позволяет формировать правильные навыки чтения и письма, т. е. грамоты.
В процессе выполнения упражнений внимание учащихся постоянно привлекается к артикуляции и звучанию изучаемого звука к месту его расположения. Работая с оппозиционными звуками, логопед учит различать их на слух. Детям предлагается подбирать, анализировать, сравнивать слова разного звуко-слогового состава.
Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики, крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.
Артикуляционная гимнастика. Цель — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи: При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:
– развитие объёма словаря;
– формирование структуры значения слова;
– развитие лексической системности и семантичности полей;
– формирование парадигматических и синтагматических связей слов;
– развитие словообразования;
– уточнение грамматического значения слова.
В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:
– развитие навыка узнавания неречевых звуков;
– различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе, тембру;
– различение слов близких по звуковому составу;
– дифференциация фонем;
– дифференциация слогов.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:
– определение порядка звуков в слове;
– выделение отдельных звуков;
– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой — звонкий, твёрдый — мягкий);
– построение моделей (схем).
В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Литература:
- Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П.2000
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.-М,1994 г.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М,1988.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.