Использование новых педагогических технологий в работе логопеда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Ачилова, С. Д. Использование новых педагогических технологий в работе логопеда / С. Д. Ачилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 592-593. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27931/ (дата обращения: 16.11.2024).



The article states that as a speech therapist with educational technology works with children speech disorders. Usingeducationaltechnologybeingremedialwork.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Сегодня серьёзной проблемой специальных детских садах стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. В последние годы у большинства детей данной категории в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова. Данные нарушения мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте. Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному влияют на общее развитие ребенка. Согласно «Положению о логопедических пунктах при общеобразовательных школах» основным контингентом являются учащиеся с фонетико-фонематическими нарушениями и с нерезкою выраженным общим недоразвитием речи. Целью коррекционно-воспитательной работы логопеда является воспитание пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических средств и грамматического строя речи. Самый важный этап логопедической работы направлен на совершенствование звуковой стороны речи (коррекция звуков, развитие фонематических процессов) и формирование полноценных навыков анализа и синтеза звукового состава слова, это составляет ту основу, которая позволяет формировать правильные навыки чтения и письма, т. е. грамоты.

В процессе выполнения упражнений внимание учащихся постоянно привлекается к артикуляции и звучанию изучаемого звука к месту его расположения. Работая с оппозиционными звуками, логопед учит различать их на слух. Детям предлагается подбирать, анализировать, сравнивать слова разного звуко-слогового состава.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики, крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика. Цель — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи: При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил, организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

– развитие объёма словаря;

– формирование структуры значения слова;

– развитие лексической системности и семантичности полей;

– формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

– развитие словообразования;

– уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

– развитие навыка узнавания неречевых звуков;

– различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе, тембру;

– различение слов близких по звуковому составу;

– дифференциация фонем;

– дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

– определение порядка звуков в слове;

– выделение отдельных звуков;

– различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой — звонкий, твёрдый — мягкий);

– построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Литература:

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П.2000
  2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.-М,1994 г.
  3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М,1988.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая работа, артикуляционная гимнастика, грамматический строй речи, звуковая сторона речи, звуковой анализ, лексико-грамматический строй речи, нарушение речи, развитие, ребенок, тяжелое нарушение речи.


Похожие статьи

Teaching Foreign Language to Preschool Children

This article is about teaching a foreign language to preschool education. Learning a foreign language is a systematic process that is accompanied by mandatory control actions. Consequently, in spite of the psychophysiological characteristics of child...

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития общества

The current system of education has a great of development. If teachers will not be collected, educated and mobile, they just do not keep up with the changes in the scope of their activities. Effective organization of work of the teacher is an actual...

The conversion of pedagogical technologies to cooperative learning strategy

The paper examines the effective use of new pedagogical technologies in combination with cooperative learning strategy “Jigsaw” to improve the quality and effectiveness of the classroom in learning English for specific purposes. The combination of ed...

Practical techniques for cultural-based language teaching in the classroom

This article presents the observational data on practical methods and techniques of teaching culture in the ESL and EFL classrooms. Every language is a part of culture. Awareness of FL culture should be viewed as an important component of EFL learnin...

The role of emotions in the educational activities of younger students

This article provides an analysis of the general trend in the development of the emotional sphere of children and the peculiarities of the formation of feelings. One of the leading tasks of the development of a modern school is to help a child in the...

Educational mobile apps in teaching the Russian foreign language

Nowadays the development of technologies is widely discussed. The demand for emerging educational mobile applications (apps) appeared a long time ago, but only now the applied ones are beginning to enter this sphere tightly. Such apps are now rarely ...

Interdisciplinary connections of the topic «high-molecular compounds» in the high school chemistry course

Interdisciplinary connections in school education are a concrete expression of the integration processes taking place in science and society today. These links play an important role in improving the practical and scientific-theoretical training of s...

Тенденции современного мирового образовательного пространства и информационных технологий в вузе

It requires to search new ways and types of teaching in the system of education, according the development of society, progresses in the sphere of scientific techniques, and some cases that we are facing in everyday life,. New information technology ...

The Impact of Bilingual Education on the Cognitive Development of Primary School Students

Bilingual education has become an increasingly common approach in primary schools worldwide, reflecting the growing recognition of its potential benefits. But beyond the obvious advantage of acquiring proficiency in two languages, bilingual education...

The introduction of modern technology in teaching the practice of speaking and writing in language universities

Похожие статьи

Teaching Foreign Language to Preschool Children

This article is about teaching a foreign language to preschool education. Learning a foreign language is a systematic process that is accompanied by mandatory control actions. Consequently, in spite of the psychophysiological characteristics of child...

Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития общества

The current system of education has a great of development. If teachers will not be collected, educated and mobile, they just do not keep up with the changes in the scope of their activities. Effective organization of work of the teacher is an actual...

The conversion of pedagogical technologies to cooperative learning strategy

The paper examines the effective use of new pedagogical technologies in combination with cooperative learning strategy “Jigsaw” to improve the quality and effectiveness of the classroom in learning English for specific purposes. The combination of ed...

Practical techniques for cultural-based language teaching in the classroom

This article presents the observational data on practical methods and techniques of teaching culture in the ESL and EFL classrooms. Every language is a part of culture. Awareness of FL culture should be viewed as an important component of EFL learnin...

The role of emotions in the educational activities of younger students

This article provides an analysis of the general trend in the development of the emotional sphere of children and the peculiarities of the formation of feelings. One of the leading tasks of the development of a modern school is to help a child in the...

Educational mobile apps in teaching the Russian foreign language

Nowadays the development of technologies is widely discussed. The demand for emerging educational mobile applications (apps) appeared a long time ago, but only now the applied ones are beginning to enter this sphere tightly. Such apps are now rarely ...

Interdisciplinary connections of the topic «high-molecular compounds» in the high school chemistry course

Interdisciplinary connections in school education are a concrete expression of the integration processes taking place in science and society today. These links play an important role in improving the practical and scientific-theoretical training of s...

Тенденции современного мирового образовательного пространства и информационных технологий в вузе

It requires to search new ways and types of teaching in the system of education, according the development of society, progresses in the sphere of scientific techniques, and some cases that we are facing in everyday life,. New information technology ...

The Impact of Bilingual Education on the Cognitive Development of Primary School Students

Bilingual education has become an increasingly common approach in primary schools worldwide, reflecting the growing recognition of its potential benefits. But beyond the obvious advantage of acquiring proficiency in two languages, bilingual education...

The introduction of modern technology in teaching the practice of speaking and writing in language universities

Задать вопрос