В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, доминирует личностно-ориентированный подход к обучению. Одним из основных положений данного подхода является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Развитие автономии учащегося рассматривается как один из важнейших принципов обучения и в отечественной, и в зарубежной лингводидактике.
Рассматривая аспект автономии учащегося в рамках обучения иностранному языку, заметим, что тут роль учителя, бесспорно, выходит на первый план.
По мнению ряда исследователей, в рамках автономного изучения иностранного языка существует три основных метода, повышающих их активность и самостоятельность:
- метод проблемного изложения, который трактуется как формулирование педагогом на уроке познавательной задачи непосредственно перед изложением материала для того, чтобы раскрыть систему доказательств, сравнить разные точки зрения и подходы, показывая способ решения поставленной задачи;
- частично-поисковый (эвристический) метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;
- исследовательский метод, который предполагает, что учащиеся после постановки ряда проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера [1].
С целью развития у учеников автономии, учитель ставит перед собой задачу в повышении частоты использования некоторых стратегий обучения, в частности тех, которые называются метакогнитивными [3]. В этом случае обучающиеся контролируют свое обучение и управляют им, оценивая процесс обучения, и принимают необходимые решения. Среди метакогнитивных стратегий можно выделить:
- планирование своих действий при выполнении учебного задания;
- постановку промежуточных целей;
- рефлексию, позволяющую ученику адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны
- самооценку;
- гибкость, позволяющую выбрать нужную стратегию обучения.
Именно в развитии этих стратегий и состоит основная задача учителя иностранного языка, который готовит учащегося к дальнейшему, автономному обучению.Деятельность учителя - важнейшая часть окружения ученика, организующего как материал, находящийся в распоряжении ученика, так и возможности для его усвоения. Чем больший эффект независимости учащихся в овладении иностранным языком сможет создать учитель, тем выше будет оценена ими руководящая роль учителя [2].
Итак, на сегодняшний день эффективный учащийся - это не тот, кто безупречно выполняет все распоряжения учителя, а тот, который умеет организовать свое обучение. Учитель делегирует ученику часть своих полномочий, и чем меньше он использует источников и материалов в обучении, тем больше у ученика появляется шансов самостоятельно выстроить свою собственную модель познания. Таким образом, учитель играет роль советчика, наставника и руководителя, помогает учащимся сделать выбор в использовании ряда эффективных когнитивных стратегий, выбрать оптимальный алгоритм выполнения задания [2].
Литература:
- Алексеева М. Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии. -Курск, 2007.
- Щепилова А. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному. – М.: Школьная книга, 2003.
- Benson, Ph. Autonomy and independence in language learning / Edited by Phil Benson and Peter Voller. – London and New York: Longman, 1997.