Каждый педагог должен понимать, что чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение на уроках иностранного языка выполняет различные функции:
1) служит для практического овладения иностранным языком;
2) является средством изучения языка и культуры;
3) средством информационной и образовательной деятельности;
4) средством самообразования.
Как известно, чтение способствует развитию различных видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка. Учебное чтение выступает и в качестве обязательного средства обучения иностранному языку. В рамках учебного чтения различаются следующие парные виды чтения: 1. по степени самостоятельности - подготовленное и не подготовленное, чтение со словарём и без словаря, чтение с частично и полностью снятыми трудностями. 2. в зависимости от участия родного языка: без переводное и переводное чтение.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, из которых будет понятен вид чтения, а также скорость и необходимость решения определённых коммуникативных задач в процессе чтения.
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформулировать навыки, такие как:
- вычленять смысловую информацию;
- читать по ключевым словам;
- работать со словарём;
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
- интерпретировать и трансформировать текст и так далее.
Можно смело сказать, что в отечественной и зарубежной методике фактически нет серьёзных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка. Отличия в большей степени носят терминологический характер.
Эффективно поставленные задачи чтения на уроках иностранного языка постепенно приводят к следующим результатам в обучении:
1) к 5-му классу учащиеся смогут понимать текст, построенный на знакомом речевом материале; догадаться о значении отдельных незнакомых слов; а также определить своё отношение к прочитанному
2) в 6-7-х классах, учащиеся в достаточной мере овладевают изучающим, ознакомительным чтением, а также элементами просмотрового чтения.
3) к 9-10 классу ученики должны уметь в достаточной степени понимать всё содержание текста, уметь пересказывать его без каких-либо трудностей, а также самостоятельно решать, поставленные учителем задачи для текста.
В заключении хочется суммировать всё вышесказанное - чтение рассматривается в школьной методике как цель и как средство обучения иностранному языку. Цель обучения чтения: научить извлекать информацию из прочитанного (это чтение в большей степени про себя). Конечно же как для учителя, так и для ученика существует множество психических и лингвистических трудностей, но главная цель хорошего педагога – это уметь справляться с такими трудностями и помогать в этом ученикам. Тогда чтение на уроках иностранного языка принесёт максимальную пользу для обоих сторон.