Социально-экономические перемены в обществе определили необходимость пересмотра результатов современного образования. В национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы определено, что «современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе, и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося, проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой» [1]. Умение человека успешно функционировать в быстро меняющемся современном мире, обучаясь на протяжении всей жизни и решать взятые на себя обязанности, — всё это определяется как понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность является востребованной компетенцией ученика. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации» [2]. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с развитием информационной компетентностью, что позволяет обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Однако дифференциация наук создала разобщенность знаний. В связи с этим важно изучать науки в их тесном переплетении, т. е. в процессе взаимодействия предметов. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что только при использовании межпредметных связей (а не просто их установлении) возможно качественное изменение результатов образования, в частности развитие функциональной грамотности.
При педагогическом наблюдении за учащимися определились такие проблемы:
- Все предметные знания формализованы и оторваны от жизненных целей;
- Учащиеся не определяют взаимосвязь своих знаний и будущих жизненных потребностей
- Учащиеся не всегда могут переносить свои узкие предметные знания на платформу цифровых технологий.
Одно из направлений активных поисков педагогических решений, способствующих развитию функциональной грамотности, является интеграция предметов в школе. Реализация межпредметных связей явление в педагогике не новое. Известные ученые-педагоги неоднократно отмечали в своих исследованиях о необходимости «единства обучения и воспитания» для формирования у детей целостной картины мира. Не всегда ученик может связать между собой приобретенные предметные знания. Проведение интегрированных уроков позволяет объединить достижения цифровых технологий и естественно-математическое образование в единую функциональную систему. Создание системы интегрированных наук было организовано поэтапно.
Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения. Из курсов изучения различных предметов выявляются темы для интегрированного обучения.
На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходить к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин. Замысел эксперимента состоит в том, что, например, на уроках математики готовить базу для восприятия закономерностей цифровых технологий и одновременно использовать математический аппарат при освоении основ информатики. Становление более тесной связи и взаимодействия курсов может сыграть существенную роль в развитии логического мышления, в усилении доказательности и точности их суждений. Содержание информационно-математического образования станет более взаимосвязанным, значит и более целостным, единым. Элементы содержания других учебных предметов, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения действительности, для создания интегрированных курсов. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных предметов [3,72].
Третий этап — планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Во время работы над календарно-тематическим планированием определилось количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения. Это избавит от элементов случайности, позволит чётко определить их роль и место в системе уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критериями оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большая информативная емкость учебного материала.
Интегрированное и координированное изучение предметов осуществляется на основе:
технологии исследовательской и проектной деятельности;
цифровых образовательных ресурсов;
активных методов Кэмбриджского университета;
Подводя итог, можно отметить, что применение интегрированных уроков
открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что это не решает моментально всех проблем преподавания. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».
Литература:
- Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012.
- Матрос Д. Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» – Педагогическое Общество России, М., 2001 г.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007.