В последние годы школа обратилась к поиску и применению различных технологий обучения. Это вызвано тем, что изменилось время, а, следовательно, изменились и ученики. Одной из основных задач обучения является воспитание образованного человека гуманными методами, в гуманных формах.
Ключевыми проблемами могу назвать следующие:
- обеспечение успешности каждого учащегося в процессе обучения;
- организация одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности.
Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В связи с этим основной задачей является гармоничное сочетание форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний. Возможны пути разрешения данного противоречия – дифференциация и индивидуализация обучения, которые следует рассматривать как один из методов современного процесса обучения [3, с.18].
Сегодня практически каждый словесник работает, применяя технологию уровневой дифференциации на уроках языка литературы. Это делается для того, чтобы
- обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки;
- создать условия тем, кто проявляет интерес к предмету;
- использовать тесное сотрудничество ученика и учителя.
Основная идея технологии заключается в том, что все обучающиеся способны овладеть базисным компонентом образования, продвигаясь в своем темпе. Важным является и то, что ученики ознакомлены с целями и итоговым эталоном знаний. Это дает возможность работать с учащимися как испытывающими затруднения, так и обнаруживающими ярко выраженный интерес, склонности и способности к предмету. Данная технология помогает учителю узнать способности каждого ученика, а школьнику – стать полноправным участником процесса обучения.
В методике преподавания литературы доказано, что учителю литературы необходимо регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся. Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый и углубленный [4, с.121, 122].
Что проверяется? Прежде всего, начитанность, уровень читательского восприятия, навыки анализа произведения, уровень развития речи, объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста, способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения. Анализ результатов диагностики поможет наметить индивидуальные программы чтения в 10-11-м классах, где выявление начитанности связано с пониманием закономерностей историко-литературного процесса, родо-жанровой природы и социально-нравственной проблем русской классики.
Таблица 1
Выявление динамики литературного развития учащихся
Фамилия, имя учащегося |
Сферы литературного развития |
||||||||||||
Начитанность |
Социально-нравственная проблематика |
Понимание и интерпретация |
Теоретико- литературные нания |
Читате- льскоевосприя- тие |
РРаз-витие рречи |
||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||
Как организовать урок, где планируется выявление динамики литературного развития? «Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека» – такова тема первого урока литературы в 9-м классе. Урок можно начать с обсуждения и комментирования (например, в группах) нескольких цитат, что необходимо для создания проблемной ситуации, с выявления умения аргументировать свое мнение и связано с актуализацией культурного опыта человечества.
- «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в современном смысле, не было вообще! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» (В.Розанов).
- «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни-литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душой, прозрачной, как слеза бледных небес России» (М.Горький).
- «Русская литература всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным» (Д.Лихачев).
- «Кроме литературы чем и дышать, опускаясь на дно морское» (М.Щербаков).
Дополнительно читательский опыт и их нравственную зрелость могут актуализировать такие вопросы и задания:
- Вспомните, герои каких произведений дают оценки книгам и чем важна для них литература.
- Что вы узнали их книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезно в чтении литературы прошлого?
Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.
Примерные вопросы для проверки литературного развития учащихся:
Карточки для диагностики
Класс ____________________ полугодие______________________________
Вопрос к учащимся |
Что проверяется |
|
. |
В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? |
Начитанность и литературный кругозор. |
. |
Как пейзажные образы помогают в понимании человеческих характеров? |
Читательское восприятие. |
. |
Каков обобщенный облик России в книгах русских писателей XIX века? Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. |
Социально-нравственная зрелость. Понимание и интерпретация. |
. |
Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры. |
Применение теоретико-литературных знаний. |
. |
Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? |
Развитие речи. |
Для анализа результатов диагностики необходимо воспользоваться критериями уровня литературного развития. Каждый из критериев может оцениваться в баллах. Если ученик набирает более 80% от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий. Если от 50% до 80%, то уровень его развития средний. Если меньше 50% – низкий [2,c.94].
Таблица 2
Примерные задания для диагностики уровня читательского восприятия
Класс |
1 полугодие |
Цель |
2 полугодие |
Цель |
8 |
Задайте три вопроса собеседнику, чтобы определить смысл поэмы «Мцыри» |
Проверить умение задавать вопросы |
Создайте словесную картину на тему «Мороз и солнце» |
Проверить творческое воображение |
9 |
Как характеризуют Онегина предметы в его «уединенном кабинете» |
Осмысление детали |
Зачем в поэме «Мертвые души» Так много глав от автора? |
Осмысление композиции |
10 |
Почему изменилось настроение Ивана в рассказе А.П.Чехова «Студент»? |
Концепция произведения |
Была ли у Обломова любовь к Ольге Ильинской, если она быстро пошла на убыль? |
Умение рассуждать о прочитанном |
11 |
Как определяется смысл человеческого существования в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»? |
Идея произведения |
Как понять эпиграф к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? |
Авторские и читательские чувства |
11 |
Назовите два стихотворения Заболоцкого или Рубцова, которые отличаются своим настроением. Укажите чувства, которые они вызывают. |
Умение воспринимать эмоционально текст лирического стихотворения |
Зачем в поэме А.Т.Твардовского» Василий Тёркин» так много глав от автора? |
Осмысление композиции произведения |
С повышением уровня учащихся дифференцированные задания усложняются, чтобы учащиеся научились переносить сформированные умения в новую учебную ситуацию, обобщать литературные факты и соотносить их с жизненным опытом и культурным контекстом
Литература:
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2007.
- Методика преподавания литературы: учебник для педагогических вузов под редакцией Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. Москва, 2005.
- Перевозный А.Г. Дифференциация школьного образования. Москва, 2007.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998.