В 21-м веке вся наша жизнь представляет собой динамично развивающийся процесс, связанный с постоянными изменениями и переменами. Научно технический процесс стирает границы и представления об окружающем нас мире. Непрерывно расширяется количество информации и скорость её распространения.
В Российской Федерации 54 % людей в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, то есть мы находимся на 1-ом месте в мире, 2-е место занимает Канада — 51 %, на 3-ем место находится Израиль — 46 % и 4 — е место занимают США — 42 %.
При этом далеко не каждый выпускник в РФ может найти работу по специальности, а в зарубежных странах намного лучше развиты возможности и инфраструктура для реализации любых, даже самых сложных, технологических проектов, конечными продуктами которых пользуется всё человечество.
Наша страна конечно в последние годы совершила большой экономический шаг вперёд, однако, к сожалению, нужно констатировать, что многие инновационные технологии и продукты по-прежнему приходят в наш быт только из-за границы.
В соответствии с ФГОС, законодательством РФ об образовании, лежащих в основе реформы образования, а также в соответствие с концепцией Федеральной целевой программы (ФЦП) от 08.01.15 необходимо стремиться к формированию конкурентного человека, специалиста.
Эта концепция подразумевает несколько основных задач, среди которых можно выделить наиболее значимые, такие, например, как:
– развитие современных механизмов общего и дополнительного образования,
– популяризация среди детей и молодёжи творческой деятельности,
– создание структурных и технологических инноваций.
Всем ясно, что если до 2018 года не будут реализованы новые подходы и методы, модели образования, в том числе высшего, то, начиная с 2018 года, в РФ начнётся резкое отставание от ведущих стран мира в части подготовки эффективных и востребованных кадров. Как раз именно для предотвращения данной ситуации и нужны серьёзные инвестиции в образование и новые подходы в образовательной деятельности.
Анализ многочисленных данных исследования показал, в том числе в ходе опроса студентов и преподавателей следующие плачевные результаты, приведёт некоторые характерные примеры.
На вопрос: «Как пишется слово «винегрет»?» — получено было очень мало правильных ответов. На вопросы: «Какой праздник отмечается 12-го апреля?», «Какой город был в 900 дневной блокаде?» — правильно смогли ответить лишь небольшое количество респондентов. Подобные результаты должны нас, всё образовательное сообщество, очень настораживать.
В связи с этим авторы данной публикации и пытаются ещё раз внимательно рассмотреть возможные пути совершенствования образовательных технологий, которые сейчас находятся на стадии разработки и внедрения в практику работы и школ, и высших учебных заведений.
Мы выделяем ряд факторов, которые могут способствовать улучшению данной ситуации, а именно:
– использование компетентностной парадигмы,
– осуществление деятельного подхода,
– разработка новых подходов, программ и их гибкость.
Важно отметить, что при осуществлении образовательной деятельности в результате каждый выпускник высшего учебного заведения должен быть готов к творческому решению любых задач, самостоятельности в принятии решений, ответственности за выполняемую свою педагогическую и воспитательную работу в культурно — историческом контексте.
Для этих целей настоящее время в образовательном пространстве России осуществляется инновационный подход в свете новой проектно-деятельностной парадигмы к проектированию и последующему формированию компетенций обучающихся: бакалавров, магистров, получающих образование по направлению «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов).
Учёные осуществляют поиск принципиально нового содержания образования, которое действительно будет обеспечивать развитие творческих и базовых способностей обучающихся на разных его уровнях.
Авторский коллектив в составе Веретенниковой Л. К., Выгонской Г. М., Остапенко М. Ю., основываясь на анализе современных требований, отражённых в законодательных актах и документах ВПО, считает необходимым особо выделить следующие педагогические компетенции, которыми важно овладеть каждому бакалавру и магистру, повышающему свой профессиональный уровень по инновациям общего начального образования.
Ниже предлагаются следующие дополнительные компетенции, которые соотнесены с трудовыми действиями Профессионального стандарта педагога в контексте проектирования нового поколения ФГОС ВПО. Предлагаемые компетенции отражают дух времени и специфику образовательного пространства новой России. Кратко назовём их.
– Компетенции в области работы с родителями обучающихся.
– Компетенции в области социально-коммуникационного развития обучающихся.
– Компетенции в области художественно-эстетического развития обучающихся во внеурочной деятельности.
– Здоровье сберегающие компетенции.
В каждой из перечисленных групп компетенций мы выделяем также универсальные (общекультурные), общепрофессиональные, специальные компетенции. Рассмотрим их более подробно.
Компетенции вобласти работы сродителями обучающихся.
Универсальные (общекультурные) компетенции.
- Умение и готовность диагностировать и конкретизировать стили семейного воспитания.
- Умение и готовность вовлекать родителей в образовательный процесс.
- Умение и готовность изучать домашнюю предметно-развивающую среду в семьях учащихся.
- Умение и готовность составить план работы с родителями учащихся.
Общепрофессиональные компетенции.
- Умение и готовность построить диалог с родителями на основе толерантности.
- Умение и готовность использовать инновационные педагогические технологии взаимодействия с семьёй.
- Умение и готовность повышать уровень знаний у родителей в вопросах воспитания.
- Умение и готовность организовать взаимодействие в области педагогического просвещения родителей.
- Умение и готовность проводить анкетирование родителей для выявления их мнения.
Специальные компетенции.
- Умение и готовность научить детей основам тайм-менеджмента.
- Умение и готовность организовать взаимодействие педагогического коллектива с семьями, в том числе с родителями детей с ограниченными особенностями здоровья;
- Умение и готовность организовать семейные просветительские мероприятия по проектам.
- Умение и готовность организовать взаимодействие семей учащихся с социальными институтами детства: специалистами социальных служб, детской комнатой полиции, центром психологической взаимопомощи, детскими центрами творчества и досуга, службой социального обеспечения, медицинскими организациями, спортивными секциями и школами.
Компетенции вобласти социально-коммуникационного развития обучающихся.
Универсальные (общекультурные) компетенции.
- Умение и готовность организовать усвоение детьми норм и ценностей, принятых в современном обществе, моральных и нравственных ценностей.
- Умение и готовность формировать систему представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве.
- Умение и готовность формировать систему представлений у учеников о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках России.
Общепрофессиональные компетенции.
- Умение и готовность инициировать социальную активность учеников (пример: участие в патриотических и гражданских акциях).
- Умение и готовность к организации различных культурных практик.
- Умение и готовность формировать у младших школьников основы безопасного поведения в быту, социуме, на природе.
Специальные компетенции.
- Умение и готовность разнообразить досуговую деятельность обучающихся новыми технологиями.
- Умение и готовность индивидуализировать самостоятельную работу с каждым учащимся в соответствии с его образовательной траекторией.
Компетенции вобласти художественно-эстетического развития обучающихся во внеурочной деятельности.
Универсальные (общекультурные) компетенции.
– Умение и готовность планировать внеурочную деятельность художественно-эстетического содержания с учётом ФГОС ВД.
Общепрофессиональные компетенции.
– Умение и готовность организовать деятельность детско-творческого коллектива.
Специальные компетенции.
– Умение и готовность реализовать самостоятельную творческую работу детей (изобразительную, театральную, музыкально-танцевальную, конструктивно-модельную и др.).
Здоровье сберегающие компетенции.
Универсальные (общекультурные) компетенции.
– Умение и готовность формировать ценности здорового образа жизни, полезных привычек, правильного питания, двигательного режима, закаливания и т. д.
Общепрофессиональные компетенции.
- Умение и готовность формировать осознанное отношение к здоровью и здоровье сберегающей деятельности.
- Умение и готовность создавать совместно с родителями технологии формирования у обучающихся основ культуры здоровья на интегрированной основе.
Специальные компетенции.
– Умение и готовность к предупреждению и профилактике различного рода вредных привычек и зависимостей у младших школьников.
Сформулированные выше компетенции могут быть рекомендованы для включения в новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Образование и педагогические науки».
Важным аспектом инновационной разработки является диагностика уровня сформированности предлагаемых умений, действий и компетенций: универсальных (общекультурных), общепрофессиональных, специальных. Развивающаяся практика высшего профессионального образования показала эффективность использования в названных выше целях тестов и кейсов, как оценочных средств. Приведём примеры возможных тестовых вопросов.
Тестовый вопрос №1 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:
Проверка готовности к реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)
Укажите принципы взаимодействия педагога ссемьёй ученика.
- Добровольность участия родителей учащегося в школьном мероприятии.
- Инициирование взаимодействия детей в творческом деле, проекте.
- Активизация творческой активности обучающегося в выполнении креативного задания совместно с родителями.
- Навязывание собственной точки зрения на происходящее.
- Ограничение инициативности детей различными предписаниями.
Тестовый вопрос №2 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:
Проверка готовности к оказанию адресной помощи обучающимся (индивидуализация).
Укажите принципы организации взаимодействия собучающимися на основе учёта их индивидуальности.
- Компетентность;
- Доступность;
- Целостность;
- Гласность;
- Сотрудничество;
- Конфронтация.
Тестовый вопрос №3 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:
Проверка готовности у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Выберите из предложенного списка принципов здоровье сберегающей педагогики те, на базе которых Вы будете формировать уучащихсякультуру здорового ибезопасного образа жизни:
- Последовательное формирование здоровье сберегающего образовательного пространства.
- Использование примеров отрицательного отношения к здоровью.
- Воспитание осознанного отношения к здоровью.
- Использование технологии воспитания и обучения без ущерба для здоровья.
- Принцип трудности.
- Соблюдение режима дня.
- Чередование труда и отдыха.
- Периодическая смена вида деятельности.
Тестовый вопрос №4 может быть использован для анализа уровня сформированности следующего трудового действия:
Проверка способности к использованию конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Выберите из предложенного списка формы работы, неприемлемые во взаимодействии педагога ссемьёй обучающегося.
- Привлечение родителей к совместному проведению классных мероприятий.
- Консультации для родителей с иллюстративными примерами по семейному воспитанию.
- Обсуждение частной жизни семьи на уроке или форуме.
- Обсуждение поведения родителей с учеником.
- Родительское собрание.
- Родительское собрание с привлечением детей
Кейс №1 направлен на проверку умения и готовности построить диалог с учащимися и их родителями на основе толерантности.
Во время завтрака, в столовой, учащийся отказался в эмоциональной форме есть предложенную всем пищу, мотивировав этот поступок тем, что в его семье не принято есть такие продукты. Он кричал, бросал на пол тарелки, а другие дети начали его фотографировать и смеяться над ним. Как должен поступить учитель в данной ситуации? Составить свою цепочку действий педагога.
Кейс №2 направлен на проверку умения и готовности индивидуализировать самостоятельную работу с каждым учащимся в соответствии с его образовательной траекторией.
На уроке окружающего мира учитель предложил учащимся, используя народный календарь и визуальные наблюдения за погодой текущего дня, составить прогноз погоды на данный сезон. Один ученик отказался это делать и сказал, что используя интернет, он найдёт информацию о погоде текущего дня, а также найдёт данные о существующих научных прогнозах, и поэтому нет необходимости вести дневник учёного самостоятельно. Класс разделился на две части: одни поддерживали ученика, а другим согласились выполнить предложенную учителем работу. Как следует ответить детям учителю?
Кейс №3 направлен на проверку умения и готовности повышать уровень знаний у родителей в вопросах воспитания.
Учителю начальных классов стало известно, что учащемуся, мечтающему о домашнем животном, родители предложили за отличное поведение и учёбу в школе взять котёнка на дачу только на лето. Каковы действия, которые должен предпринять учитель в данном случае?
Критерии оценивания: 0 — ничего не предложил; 1 — предложил, но не обосновал; 2– предложил и обосновал; 3– предложил креативный вариант и обосновал его.
Названный выше подход к проектно-деятельностной кооперации несомненно способствует активизации и развитию личностно-творческого и профессионального потенциалов будущих педагогов, осваивающих инновационную педагогику.