Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Карачарова, Т. А. Организация самостоятельной работы студентов Южно-Уральского государственного университета с использованием средств виртуальной образовательной среды / Т. А. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27979/ (дата обращения: 17.10.2024).



Рассмотрены основные ресурсы и элементы системы дистанционного обучения Moodle, которые используются для самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.

Ключевые слова: смешанное обучение, виртуальная образовательная среда, самостоятельная работа студентов, ресурсы СДО Moodle, элементы СДО Moodle.

Обучение студентов с применением дистанционных образовательных технологий в Южно-Уральском государственном университете осуществляется с 2005 года.

С 2013 года виртуальная образовательная среда (ВОС) вуза «Электронный ЮУрГУ 2.0» базируется на платформе Moodle. В настоящее время учебный портал используется для смешанного обучения студентов очной и заочной формы обучения. Количество факультетов, использующих в образовательной деятельности ВОС, постоянно увеличивается. Данная ситуация обусловлена участием ЮУрГУ в проекте по повышению международной конкурентоспособности российских вузов «5–100». В дорожной карте проекта указаны мероприятия по обеспечение дальнейшего развития электронного обучения и дистанционных технологий, одним из мероприятий является распространение системы LMS на все курсы университета [1].

Количество новых пользователей в виртуальной образовательной среде постоянно увеличивается. Для эффективной работы студентов и преподавателей на учебном портале в Институте открытого и дистанционного образования ЮУрГУ разработаны дистанционные курсы для новых пользователей.

Согласно п. 53 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий [2].

Виртуальная образовательная среда дает большое количество инструментов для организации самостоятельной работы студентов.

Чаще всего для размещения информации на учебном портале используются ресурсы «Файл» и «Гиперссылка».

Ресурс «Файл» позволяет размещать не только документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видеофайлы, но и флеш-объекты. В 2015 году Институтом открытого и дистанционного образования ЮУрГУ был закуплен комплекс лабораторных работ по физике в формате flv. Лабораторные работы были размещены в курсе физики для технических специальностей. Таким образом, студент, нажав на название лабораторной работы, открывает в новом окне виртуальную лабораторную установку. Далее проводит эксперимент, результаты оформляет в соответствии с требованиями преподавателя и через отдельный элемент «Задание» оправляет на проверку. В настоящее время ведется разработка курса по химии с применением виртуальных лабораторных установок в формате флеш-объектов.

Ресурс «Гиперссылка» позволяет добавлять в курс ссылки на веб-ресурсы. Для самостоятельной работы студентов в новостной форум размещается ссылка на электронно-библиотечную систему «Лань» http://e.lanbook.com/, которая предоставляет доступ к научной, учебной литературе и научной периодике по договору с вузом. Таким образом, студент получает доступ к учебным материалам в электронном виде, не нарушая авторских прав.

Из множества элементов СДО Moodle на практике чаще всего используются следующие:

1) задание;

2) форум;

3) тестирование;

4) интерактивная лекция;

5) глоссарий.

Рассмотрим каждый элемент более подробно.

  1. Задание. Элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы. Это могут быть эссе, рефераты, контрольные, творческие, курсовые работы и т. д.

Существует два типа настроек задания:

1) c ответом в виде файла. Студенты могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио– или видео файлы;

2) c ответом в виде текста. Альтернативно или дополнительно преподаватель может потребовать от студента вводить свой ответ непосредственно в текстовом редакторе.

Текст задания преподаватель может разместить как в описании элемента, так и отдельным файлом, который отображается внутри элемента после раздела «Описание элемента». Ответ на задание видит только преподаватель и студент, отправивший работу. При оценивании задания преподаватель может оставлять отзывы в виде комментариев и загружать файл с исправленным ответом студента или аудио-отзыв. Необходимо учитывать, что названия заданий будут отображаться в журнале оценок, поэтому название должно быть сформулировано кратко. Например, «Эссе», «Контрольная работа», «Реферат».

  1. Форум. Элемент «Форум» позволяет участникам общаться в асинхронном режиме, то есть в течение длительного времени. Форум используется для организации дискуссии, которые группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы.

Существуют следующие типы форумов:

1) стандартный форум, на котором каждый может начать новое обсуждение в любое время;

2) форум «Вопрос-ответ», где каждый студент может начать одно обсуждение;

3) форум, где студенты должны сначала ответить на сообщение, прежде чем они смогут увидеть ответы других студентов;

4) новостной форум с принудительной подпиской.

Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к сообщениям на форуме. Сообщения форума могут оцениваться преподавателями или студентами. Баллы могут быть объединены, чтобы сформировать окончательную оценку, которая записывается в журнал оценок.

Отличительной особенностью форума от элемента «Задание» является то, что ответ на задание видят все участники форума. Одной из задач преподавателя при проведении форума является его модерирование.

Элемент «Форум» используется для групповой работы студентов, совместного обсуждения проблемы, мозгового штурма.

  1. Тестирование. Элемент «Тест» позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестирование обеспечивает объективную оценку учебных достижений студентов, позволяет сопоставить уровень их подготовки с данными по учебному заведению (региону, стране) и с требованиями образовательных стандартов [3].

Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).

Тестирование может быть использовано для самопроверки, в качестве контрольных заданий (по определенным темам) или итогового мероприятия по курсу.

  1. Интерактивная лекция.

Интерактивная лекция в СДО Moodle предоставляет собой серию HTML- страниц, соединенных заданными переходами. Имеется два основных типа страниц лекции: страницы контента (содержимого) и страницы вопросов (тестовых заданий). Основное различие между лекцией и другими модулями СДО Moodle связано с её адаптивностью. С этим инструментом каждый выбор студента может сопровождаться соответствующими комментариями преподавателя и отсылкой студента на различные страницы в этой лекции. С таким планированием лекция может представлять теоретический материал и контрольные задания для проверки его усвоения для каждого студента в автоматическом режиме, без дополнительных действий со стороны преподавателя. Тестовые задания в лекции могут составляться не только по текстовому материалу страниц лекции, но и по видео- и аудиоматериалам, прикрепленным в лекцию.

Элемент «Лекция» может быть использован для самостоятельного изучения новой темы.

  1. Глоссарий. Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Элемент «Глоссарий» облегчает преподавателю задачу создания подробного словаря терминов. В виде глоссария можно организовать также персоналии. Глоссарий может быть открыт для создания новых записей (статей), не только для преподавателя, но и для обучающихся. Преподаватель может разрешить прикреплять файлы к записям глоссария. Может проводиться поиск и просмотр записей по алфавиту, категории, дате или автору.

Еще одним инструментом для поиска необходимых данных служат HTML-блоки. При самостоятельной работе студентов важно дать ссылки на достоверные источники информации. На многих информационных сайтах есть раздел с HTML-кодами для размещения поисковой формы на своих сайтах. Таким образом, при настройке HTML-блока на внешние ресурсы можно получить встроенный поисковик. Блок можно настроить таким образом, что при введении слова или фразы в окошке блока, расположенном на учебном портале, поиск будет осуществляться во внешнем источнике. Результаты поиска открываются на странице информационного сайта. Например, на сайте Национальной энциклопедической службы (Национальная педагогическая энциклопедия http://didacts.ru/) для каждого словаря есть раздел «Словарь на свой сайт» с HTML-кодами.

Таким образом, при организации самостоятельной работы студентов ЮУрГУ используются различные средства виртуальной образовательной среды. Наиболее распространены следующие элементы и ресурсы СДО Moodle: файл, гиперссылка, задание, форум, тестирование, интерактивная лекция, глоссарий. Применение тех или иных средств ВОС при разработке курсов во много зависит от уровня подготовки преподавателя, который необходимо постоянно повышать для реализации мероприятий по развитию электронного обучения и дистанционных технологий в вузе.

Литература:

  1. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» на 2016–2020 годы (1 этап — 2016–2018 годы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.susu.ru/sites/default/files/book/susu_rm_russianfinal24012016.pdf (дата обращения: 09.02.2016)
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Текст] // Рос. газ. — 2014. — 12 марта.
  3. Шаповалова О. Г. Организационные и нормативно-методические требования к государственному экзамену на основе компьютерного тестирования // Педагогические и информационные технологии в образовании. — 2014. — № 13 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journals.susu.ru/pit-edu/article/view/325/247(дата обращения: 09.02.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная образовательная среда, самостоятельная работа студентов, задание, интерактивная лекция, преподаватель, учебный портал, элемент, ответ, студент, дистанционное образование.


Ключевые слова

смешанное обучение, виртуальная образовательная среда, самостоятельная работа сту-дентов, ресурсы СДО Moodle, элементы СДО Moodle., элементы СДО Moodle

Похожие статьи

Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении раздела "ЧС природного характера и защита от них" с использованием электронной образовательной платформы Google

Статья посвящена разработке технологической карты урока ОБЖ на основе применения в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены различные виды наполнения учебных блоков персонального сайта учителя (ПСУ) как ...

Организация самостоятельной работы студентов в условиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык»

В данной статье предложен способ решения проблемы сокращения аудиторных часов на изучение дисциплины «Деловой иностранный язык» путем выведения значительной части нагрузки во внеаудиторную самостоятельную работу студентов с применением электронных ди...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения

В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle. Автор обосновывае...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...

Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды

Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...

Проблемы организации самостоятельной работы студентов университета в процессе кредитно-модульной системы обучения

В статье предпринята попытка проанализировать проблемы организации самостоятельной работы студентов в современных условиях обучения и определены перспективы работы по повышению ее эффективности в условиях кредитно-модульной системы обучения.

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Программное обеспечение для организации самостоятельной работы студентов на платформе Sakai

Разработанный на кафедре математики Санкт–Петербургского государственного морского технического университета учебный программный комплекс предназначен для организации самостоятельной работы студентов. Программный комплекс включает в себя такие элемен...

Похожие статьи

Разработка технологической карты на уроках ОБЖ при изучении раздела "ЧС природного характера и защита от них" с использованием электронной образовательной платформы Google

Статья посвящена разработке технологической карты урока ОБЖ на основе применения в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены различные виды наполнения учебных блоков персонального сайта учителя (ПСУ) как ...

Организация самостоятельной работы студентов в условиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык»

В данной статье предложен способ решения проблемы сокращения аудиторных часов на изучение дисциплины «Деловой иностранный язык» путем выведения значительной части нагрузки во внеаудиторную самостоятельную работу студентов с применением электронных ди...

Организация самостоятельной работы студентов физкультурного профиля с использованием электронного обучения

В статье рассматриваются особенности процесса организации самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине «Теория и методика детско-юношеского спорта» с применением электронного образовательного курса на базе приложения Moodle. Автор обосновывае...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения

В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационн...

Интернет-платформа для дистанционного обучения и тестирования обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены возможности использования интернет-платформ в подготовке студентов с ОВЗ к конкурсным испытаниям. Приводится авторский вариант интернет-платформы для дистанционного обучения и тестирования обучающихся с ОВЗ при языковой подготовк...

Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды

Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...

Проблемы организации самостоятельной работы студентов университета в процессе кредитно-модульной системы обучения

В статье предпринята попытка проанализировать проблемы организации самостоятельной работы студентов в современных условиях обучения и определены перспективы работы по повышению ее эффективности в условиях кредитно-модульной системы обучения.

Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется развитию критического мышления, аналитически...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Программное обеспечение для организации самостоятельной работы студентов на платформе Sakai

Разработанный на кафедре математики Санкт–Петербургского государственного морского технического университета учебный программный комплекс предназначен для организации самостоятельной работы студентов. Программный комплекс включает в себя такие элемен...

Задать вопрос