В настоящее время в московском образовании произошло масштабное объединение образовательных учреждений всех уровней образования в образовательные комплексы. Таким образом, у образовательных организаций встала проблема организации взаимодействия между дошкольными отделениями комплекса, школьными и отделениями дополнительного образования в различных видах образовательной деятельности. Остановимся на таком виде образовательных технологий как проектная и исследовательская деятельность. Попробуем разобраться, как осуществить взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса в области проектной и исследовательской деятельности в большом образовательном комплексе.
Образовательный комплекс включает в себя отделения дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, дополнительного образования детей. Интеграция материально-технических, кадровых и других ресурсов дает, без сомнения, положительный результат на качество образования комплекса в целом.
Немного истории. Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу. Джон Дьюи (1859–1952), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний в дальнейшей жизни» [1]. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими [2]. Небольшая группа педагогов- исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося являлся необходимым условием успешной работы. Проблему следовало взять из реальной жизни, и она должна быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения требовались как ранее полученные знания, так и те, которые предстояло еще приобрести. Учитель-консультант руководил проектной работой, направляя поиск учеников, подсказывая источники информации. В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России. Российские педагоги считали, что это помогает развивать творческую инициативу детей. Некоторые активные сторонники метода проекта (В. Н. Шульгин, М. В. Купенина, Б. В. Игнатьев и др.) провозгласили его единственно верным методом обучения в школе. Они считали, что школа учебы, таким образом, превращается в школу жизни. [1]
В современном образовании проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями, необходимыми для ориентировки в информационном пространстве, для успешной интеграции в социуме. Учебный проект — это возможность ученику делать что — то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Другими словами, учебный проект — это шесть П:
– Проблема.
– Проектирование или планирование.
– Поиск информации (плюс исследование).
– Продукт.
– Презентация.
– Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др., может быть также в электронном виде).
На всех уровнях образования, от дошкольника до старшеклассника, наблюдается необходимость применения методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В современных условиях работы образовательных комплексов есть возможность реализовывать проекты различных типов (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный).
На ступени дошкольного образования будут востребованы творческие, игровые, ролевые проекты. В старшем дошкольном возрасте и первые исследовательские проекты.
В начальной школе, как пишет А. И. Савенков, «доступные методы исследования могут быть следующими:
– Подумать самостоятельно
– Посмотреть книги о том, что исследуешь
– Спросить у других людей
– Познакомиться с кино — и телефильмами по теме твоего исследования
– Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети интернет
– Понаблюдать
– Провести эксперимент» [3]
Уже в начальной школе обучающиеся должны учиться отличать проект или исследование от реферативной работы, доклада. Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта, задачи, выдвигают гипотезу, проводят исследование, делают выводы, защищают проект или представляют продукт свой деятельности.
На старшей ступени обучения индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора, научного руководителя) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Итоговым результатом работы над проектом для обучающегося является публичная защита проекта (исследовательской работы). В условиях образовательного комплекса это может происходить в режиме конференций, социально-творческих фестивалей по всем уровням образования, включая и дошкольное образование. Уже несколько лет в Москве проводится Городской фестиваль «Детский сад — наукоград», на котором педагоги дошкольных отделений образовательных организаций представляют свои проектные и исследовательские работы, которые они провели со своими воспитанниками. Отборочный тур к этому фестивалю можно провести по всем дошкольным отделениям образовательного комплекса, это будет некая копилка педагогического опыта для воспитателей ДО.
На ступени начального обучения в масштабах комплекса (несколько школьных отделений) проводятся уже научные конкурсы и конференции «Хочу все знать», «Я — исследователь». Ребята начальной школы защищают свои проекты, учатся представлять результаты своей исследовательской деятельности в виде презентации, видео и др., что требуют ФГОС НОО.
В средней и основной школе такие конференции в образовательном комплексе носят научно-практический характер, захватывая практически все области знаний (гуманитарные, лингвистические, технические, естественнонаучные проекты).
По результатам всех конференций лучшие проекты от образовательных комплексов принимают участие в межрайонных, городских конкурсах и конференциях.
Нельзя обойти стороной и социально значимые творческие коллективные проекты, которые имеют воспитательную составляющую, воспитывают в детях чувство патриотизма, толерантности, гордости за свою страну, свой народ. Такие коллективные проекты могут проходить в виде театрально-творческих композиций, концертов, акций. Как правило, в таких проектах принимают участие целые классы. Например, фестиваль толерантности «Москва — город друзей», где каждый класс представляет какую-то народность, знакомит с их обычаями, праздниками, природой, кухней и т д. Фестиваль «Победоносного славьте Георгия» — в зависимости от значимых дат текущего учебного года определяется тематика фестиваля, связанная с историей нашей страны; социально-творческие проекты «Мир дому твоему», «Улочки московские». Все коллективные социальные проекты в образовательном комплексе делаются в одно и то же время по отделениям. Результаты проектной и исследовательской работы могут быть представлены на общекомплексных фестивалях и конференциях. Вся информация о проведении мероприятий в рамках проектной деятельности размещается на сайте образовательной организации.
В современных ФГОС по всем уровням образования четко прослеживается тенденция вовлечения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс. Слияние в образовательный комплекс дает образовательной организации новые возможности в реализации исследовательской и проектной деятельности. Для работы по новым ФГОС на всех уровнях образования (дошкольное, начальное, основное и среднее) необходима встроенная в образовательный процесс исследовательская и проектная деятельность как личностно значимая для обучающихся, осуществления связи друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
Для дошкольника — это игровой, творческий проект, с элементами исследования. Из ФГОС ДО следует, что развитие дошкольников может реализовываться в познавательно-исследовательской деятельности так же, как и в общении и игре. Поэтому сейчас все больше педагогов дошкольного образования развивают детей с применением проектно-исследовательских технологий.
Выпускник начальной школы по ФГОС НОО должен владеть технологией построения и ведения проектной или исследовательской работы, уметь грамотно построить текст защиты проекта, составить презентацию по общепринятым правилам и нормам, уметь выступать, используя фото и видео материалы. Уже на начальной ступени образования обучающийся учится фиксировать результаты свой деятельности в различных видах с использованием ИКТ.
И на выходе из основной и средней школы нам необходимо увидеть человека, который грамотно умеет провести свое собственное исследование, грамотно поставить цель, определить задачи исследования, методы, выдвинуть гипотезу, провести непосредственно исследование и сделать выводы или предоставить продукт своего исследования.
Таким образом, объединение в комплекс образовательных учреждений дает положительные результаты по направлению проектной и исследовательской деятельности обучающихся: обмен опытом между педагогами и обучающимися, возможность использования технического оборудования разных отделений, преемственность между разными уровнями образования по направлению проектной и исследовательской деятельности.
Грамотная организация проектной и исследовательской деятельности в образовательном комплексе невозможна без инициативной (рабочей) группы педагогов из каждого отделения комплекса, владеющими технологиями проектирования и исследовательской деятельности. Такая рабочая группа курирует работу по направлению проектной деятельности в комплексе: в каждом отделении есть педагог, ответственный за проектную деятельность в своем отделении, а также ответственный за всю проектную работу в комплексе в целом, который направляет и организует всю образовательную организацию по направлению проектной деятельность.
Необходима система курсов повышения квалификации для педагогов по технологии метода проекта и ведения исследования. К сожалению, не все педагоги могут грамотно отличить реферат от проектной, не говоря уже об исследовательской, работе.
«Я слышу — и забываю, я вижу — и запоминаю, я делаю — и понимаю» — китайская народная мудрость, как нельзя точно характеризует значимость исследовательской деятельности для обучающихся.
Литература:
- Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю. П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ,2005. — 59 с., 2005
- Новиков Д. А., Суханов А. Л. Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах. М.: Институт управления образованием РАО,2005. — 80 с., 2005
- Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» — Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005.