В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Идет сравнение 2 класса, работающего по ФГОС и 4 класса, который работал по старой системе начального образования.
Интеллектуальные операции (операционные механизмы) познавательных способности, в том числе и мышления, с поступлением ребенка в школу, только начинают развиваться. В самом начале учебного процесса уровень их развития достаточно низкий, но при вхождении в учебную деятельность на разных дисциплинах ребенок учиться ставить цели и решать поставленные задачи. В этот момент начинается развитие познавательных способностей через операционные механизмы мышления. В концепции В. Д. Шадрикова можно увидетьвзаимосвязь всех познавательных способностей, благодаря интеллектуальным операциям, проявляющимся во всех сферах познавательной активности младших школьников. Он показал закономерности развития интеллектуальных операций ребенка в ведущем виде деятельности (учебной). В каждом возрастном периоде меняется характер развития интеллектуальных операций, появляются новые интеллектуальные операции, повышается качественный уровень уже имеющихся.
У новорожденного ребенка: предметом деятельности является собственное тело, взаимодействие с матерью. Развитии идет в распознавании сенсорных сигналов, а характеристикой интеллектуальных операций является сосание, хватательные движения.
От 2 до 15 месяцев предметом деятельности является собственное тело, предметное взаимодействие, социальное взаимодействие. В эмоциональном общении с родителями идет овладение собственным телом, формирование привязанности, формирование представлений о постоянстве объекта, развитие сенсомоторного интеллекта, а характеристикой интеллектуальных операций является координация движений большого пальца и одного, двух других (до года), сложные сенсомоторные координации — управление собственным телом. В манипулировании с предметами и установлении ассоциаций появляются первые мыслительные схемы: ассимиляция и аккомодация.
От 3 месяцев до 30 месяцев: предметом деятельности является вокальные упражнения с голосовым аппаратом, в развитии идет формирование специфических сенсорных эталонов речи, овладение языком, а характеристикой интеллектуальных операций является анализ и синтез речевых сигналов.
От 15 до 30 месяцев: предметом деятельности является предметное взаимодействие, совместная деятельность со взрослыми. В социальном взаимодействии идет сенсорное различение, установление значений, развитие сенсомоторного интеллекта, появление мысленных представлений об объектах, которые отсутствуют, появляются предпосылки абстрактно-символического мышления. Память обогащается знаниями об окружающем мире, появляются осознание «Я» и «не Я», отсроченное подражание, имитация поведения близких людей, а характеристикой интеллектуальных операций является сравнение (сенсорных сигналов) целеполагание в поведении (поиск игрушек).
До 3-х лет происходит дальнейшее овладение собственным телом, развитие основных психических процессов, установление значений и смыслов, накопление знаний об окружающем мире (предметном и социальном).У ребенка появляется первичное понимание различий между реальным и воображаемым, стремление к познанию окружающего мира, а характеристикой интеллектуальных операций является выдвижение гипотез (неосознаваемых), определяющих поведение, операции понимания, появление навыков счета (выстраивание последовательностей), появление ключевых идей счета. Предметом игровой деятельности является предметное и социальное взаимодействие. В игре идет овладение операцией сравнения (на примере предметных рядов), применяются навыки различных интеллектуальных операций к конкретным явлениям.
С 7 до 11 лет: предметом деятельности является предметное и социальное взаимодействие, ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, в которой продолжают развиваться навыков различных мыслительных операций по отношению к конкретным явлениям, появление предпосылок абстрактного мышления. Начинает формироваться нравственная ответственность (избегание наказания и стремление к получению награды), а характеристикой интеллектуальных операций является нарастание количества конкретные интеллектуальных операций.
В нашей исследовательской работе мы диагностировали интеллектуальные операции у детей 2-го и 4-го класса. Основной целью нашего эксперимента было обнаружить и охарактеризовать динамику развития интеллектуальных операций «обобщение» и «классификация» у младших школьников в процессе фронтального обучения. Стоит отметить, дети 2-го класса начали свое обучение по ФГОС НОО, а у учеников 4-го класса велось обучение по предыдущей системе образования.
Для исследования интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» на первом этапе были использованы методы диагностики эффективности учебной деятельности «трудного класса». Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций у детей младшего школьного возраста.
В методику входили задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом.
№ |
Выборка 1 |
Ранг 1 |
Выборка 2 |
Ранг 2 |
1 |
83.2 |
28 |
95.2 |
37 |
2 |
82.3 |
25 |
72.6 |
14 |
3 |
102.9 |
40 |
77.9 |
20 |
4 |
64.3 |
8 |
80.8 |
23 |
5 |
88.1 |
35 |
76.8 |
18 |
6 |
82.9 |
27 |
71.4 |
12 |
7 |
69.3 |
11 |
72.3 |
13 |
8 |
81 |
24 |
74.9 |
15.5 |
9 |
62 |
7 |
83.8 |
29 |
10 |
9.8 |
1 |
75 |
17 |
11 |
40.6 |
2 |
77.3 |
19 |
12 |
42.3 |
3 |
88 |
34 |
13 |
65.3 |
9 |
65.9 |
10 |
14 |
80.1 |
22 |
50 |
5 |
15 |
86 |
31 |
87.1 |
33 |
16 |
82.8 |
26 |
97.4 |
38.5 |
17 |
48.3 |
4 |
92.5 |
36 |
18 |
86.4 |
32 |
97.4 |
38.5 |
19 |
79.2 |
21 |
61.4 |
6 |
20 |
85.9 |
30 |
74.9 |
15.5 |
Суммы: |
386 |
434 |
Результат: UЭмп = 176
Критические значения
UКр |
|
p≤0.01 |
p≤0.05 |
114 |
138 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(176) находится в зоне незначимости
По итогам наших субтестов суммарный показатель по четвертому классу превышает (незначительно) суммарный показатель второго класса, значимы ли найденные нами различия мы посчитали с помощью количественной оценки по критерию Манна-Уитни и получили следующие результаты — количественный анализ полученных данных показывает отсутствие значимых результатов субтестов, направленных на изучение развития операций «обобщение» и «классификация» во 2ом и 4ом классе. Этого можно было ожидать.
Как показывает практика при модернизации системы образования были внесены изменения как в программу, так и непосредственно на подачу материала учителем. Задания сейчас рассчитаны не только на подготовленных детей, но и на менее усидчивых и подготовленных школьников. Таким образом, на современном этапе в учебной деятельности делается акцент на развитие интеллектуальных операций в комплексе. Без внимания не остается ни один компонент операционной системы способностей. И за счет этого развитие идет быстрее, а обучение становится качественнее.
Литература:
- Акимова М. К., Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Уч. пособие. 3-е изд. — СПб: Питер, 2007.
- Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
- Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла «Генетическая психология Ж.Пиаже». М., 1967.
- Общая психология / под редакцией Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1986.
- Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960. № 3.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.: Логос, 1996.
- Шадриков В. Д. «Интеллектуальные операции.- М.: Университетская книга, Логос, 2006. Изд-во Института Психотерапии, 2006.
- Шадриков В.Д «Ментальное развитие человека», М.: Аспект Пресс, 2007.