В статье рассматриваются основные аспекты ярмарочного торга в конце XVIII — середине XIX вв. Какую выгоду он приносила как городу в целом, так и отдельным категориям населения. Показано влияние ярмарки на взаимоотношение людей разных сословий и на культурное развитие горожан.
Ключевые слова: провинциальный город, ярмарка, торговля, благоустройство города, развлечения.
Испокон веков взаимодействие людей способствовало развитию общества, в котором они жили. Ярким примером такого взаимодействия является ярмарка. Но что такое ярмарка? Какими признаками должна обладать торговля, чтобы стать ярмарочной?
В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона ярмарка характеризуется как «место периодических съездов торговцев и привоза товаров главным образом для оптового торга» [19, с. 782]. Схожее толкование дает и В. И Даль: «большой торговый съезд в срочное в году время» [11, с. 645]. Таким образом, отличительными признаками ярмарочного торга являлись: срочность — установление строгих временных рамок проведения ярмарочного торга; локализация в пространстве — постоянное место проведения; периодичность — регулярность функционирования; оптовый характер торговли.
Точная дата учреждения ярмарки в Вологде не известна. Из сообщения Вологодского городового магистрата о состоянии г. Вологды от 8 декабря 1782 года известно, что в это время ярмарки в городе еще не проводились [4, Оп. 5. Д. 16. Л. 13.]. Впервые упоминание о ярмарке в Вологде встречается в ведомости Вологодского городового магистрата о состоянии г. Вологды за 1795 год [10, Оп. 1. Д. 671. Л. 18]. Из данного документа известно, что в 1795 году городская ярмарка проводилась в Вологде с 6 января по 1 февраля. Ярмарочные балаганы располагались в Нижнем посаде, и занимали территорию Гостинодворской площади и дальше вдоль Дворянской улицы.
Ярмарка в Вологде проходила с 6 января по 1 февраля и называлась «Январская». Существовало и второе название ярмарки. Так как на период проведения ярмарки падал один из важнейших двунадесятых церковных праздников — Крещение Господне (19 января), поэтому в народе ее часто называли Крещенской.
В мае 1796 года вологодские купцы (30 человек) обратились к вологодскому губернатору с прошением о переносе сроков ярмарки на 25 октября — 5 декабря 1796 года [9, Оп. 2. Д. 29. Л 2]. Данный факт говорит о том, что ярмарочный торг в Вологде, в этот период был еще не устоявшимся явлением, где еще не были установлены строгие сроки проведения ярмарки. Причиной появления такой просьбы купцов была заинтересованность в получении большей прибыли. Во-первых, это осуществлялось за счет продукции купленной у крестьян в отдаленных деревнях и селах. Так как в сентябре — октябре заканчивался сбор урожая и к 25 октября, купленный товар как раз успевали доставить в Вологду [13, c. 174]. Во-вторых, купцы занимались перепродажей не только крестьянской продукции, но и товаров, купленных на других, более крупных ярмарках.
Одним из крупнейшим центров оптовой и розничной торговли в России в этот период была Макарьевская ярмарка под Нижним Новгородом, которая проходила с 15 июля по 1 августа. В ассортимент этой ярмарки входили не только российские, но и европейские товары (каперсы, оливки, масло деревянное и другие), и даже азиатские — китайские (чай, шелковые ткани, жемчуг и другие), бухарские (разные меха, шали и платки), персидские, грузинские и армянские товары [17, c. 211–212.], которые в Вологде могли иметь большой спрос. Так как Вологда не имеет границ с иностранными государствами, то данные предметы могли попасть к вологжанам только посредствам ярмарок.
Несмотря на возможное получение большей прибыли от проведения ярмарки осенью, перенос сроков ярмарки был невозможен. Период проведения ярмарки зависел от проходимости дорог. Летом и осенью сухопутные дороги были не проходимы, и провоз товара обходился в несколько раз дороже зимнего [1, c. 90; 12, c. 172]. Даже в 1876 году городской голова А. Сорокин в отчете о январских ярмарках за 1874–1876 гг. отмечал, что: «В г. Вологде в январе месяце каждого года учреждена ярмарка, потому что в это время есть самый удобный зимний путь для сбыта привозимых товаров» [6, Oп. 1. Д. 1972. Л. 6.].
Получить наибольшую прибыль от ярмарки хотели не только купцы, но и администрация города. В 1820 году 30 января городские власти купили у купца 3-й гильдии М. И. Хомутникова за 40000 руб. ассигнациями (11428 руб. серебром) трехэтажный каменный дом в центре города [9, Оп. 2. Д. 217. Л. 51.]. Внутреннее пространство здания было переоборудовано под торговые помещения. И на период проведения ярмарки в Вологде все торговые помещения этого здания сдавались в аренду местным и приезжим торговцам, поэтому за ним закрепилось название Ярмарочного дома. Он являлся визитной карточкой Январской ярмарки и одним из отличительных признаков ярмарочного торга — локализации в пространстве. Наряду с Ярмарочным домом временные навесы для торговли — балаганы возводились на центральных городских площадях — Гостинодворской и Казанской — и во дворе самого Ярмарочного дома [8, Оп. 2. Д. 18. Л. 32.]. Такое активное участие губернских и городских властей в обустройстве ярмарки говорит об их заинтересованности в процветании Январской ярмарки в Вологде, для получения большей прибыли. Потому что во время ярмарки в пользу города поступали средства от найма лавок и балаганов. Так, например, в 1841 году «в пользу города поступило 2,921 руб. 42коп. серебром» [3, c. 66]. Для сравнения можно привести годовой доход Вологды. В том же 1841 году, он составлял 14,697 рублей серебром [15, c. 101]. Таким образом, это составляло почти 1/5 годового дохода Вологды.
Средства, полученные с ярмарочных балаганов, в большей степени шли на благоустройство города. Большая заслуга в этом, принадлежит Николаю Петровичу Брусилову, который занимал пост гражданского губернатора с 1821 по 1834 года.
Так, с 1820-х годов начинается активная работа по озеленению Вологды. Одной из инициатив Н. П. Брусилова было устройство бульвара на Дворянской улице, которое осуществилось за счет средств, поступивших в пользу города с ярмарки и за счет пожертвований богатых дворян [5, Оп. 1. Д. 2224. Л. 48.]. А уже в 1836 году доходы с ярмарки частично были направлены на исправление мостов в городе [9, Оп. 2. Л. 38.].
Помимо города, большую прибыль ярмарка приносила и владельцам питейных заведений и гостиниц. Так как ярмарка длилась не один день, а почти целый месяц, торговцам, приехавшим из других уездов и губерний, нужно было искать место для ночлега. В первой половине XIX века в Вологде насчитывалось — 3 гостиницы, 4 трактира и 16 питейных домов или кабаков. Питейные заведения в эти дни были наиболее востребованными. Например, в месяц проведения Крещенской ярмарки доход кабаков в Вологде увеличивался, как минимум, в три раза [12, c. 248]. Неформально разные питейные заведения, предназначались для разных категорий населения. Так, к примеру, ресторан, который находился в гостинице, посещали только состоятельные слои населения. Контингент трактиров там был попроще — люди со средним достатком, потому что цены были более приемлемые. Наибольшей популярностью пользовались питейные дома, завсегдатаями таких заведений были низшие сословия городского населения, в том числе и крестьяне. Вологодского семинарист Евгений Грязнов вспоминал о трактирах в Вологде в XIX веке, что «все трактиры располагались в центральной части города, около базара, мало различались между собой по внутреннему убранству, не щеголяли комфортом. Во всех трактирах собирался одинаковый по общему виду сорт посетителей; большею частью встречались там мелкие торговцы, лавочники, разные городские промышленники, совершавшие за чайком или графинчиком свои сделки, могарычи (угощение, обычно с вином, как вознаграждение за что-либо), встречались разночинцы, приказные со своими клиентами и разные сельские дельцы» [2, c. 165–166]. Эти воспоминания подтверждают большую посещаемость торговыми людьми данных заведений.
Помимо своей главной функции — места торговли, ярмарка играла важную роль, как социальное явление. Это проявлялось во взаимодействии людей различных социальных категорий — купцов, дворян, мещан и крестьян. Также происходил обмен информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из разных регионов страны. Так на Январскую ярмарку съезжались купцы из Владимирской, Костромской, Петербургской, Новгородской, Вятской и других губерний [7, Оп. 4. Д. 1944. Л. 32.]. «Больше всего купцов было из Москвы и Ярославля» [14, c. 62]. Каждый из участников являлся носителем определенных традиций, стереотипов и, главное, информации, которой делился с окружающими. Особенно важными источниками информации были купцы, которые имели сношения с иностранными торговцами. Узнать о том, как протекает жизнь за Российскими границами, можно было только благодаря путешественникам или купцам. Первые появлялись в провинции не так уж часто, особенно в Вологде, расположенной вдали от границ Российской империи с другими государствами. Поэтому только купцы, которые в связи со своей профессиональной деятельностью общались с представителями разных стран мира (а некоторые купцы и сами бывали в этих странах), могли поведать провинциальному горожанину или крестьянину из ближайших уездов о заграничной жизни, нравах и обычаях. Вне ярмарочных дней такая информация для данных слоев населения была малодоступна. Такое взаимодействие способствовало культурному развитию горожан.
Ярмарка притягивала к себе возможностью увидеть что-то новое, что-то необычное, потому что включала в себя целый спектр развлечений и зрелищ. По мнению С. Е. Юркова, именно ярмарка формировала новые жанры устной рекламы [18, с. 14]. Это было необходимо, в связи с большой конкуренцией торговцев. Общение продавца с покупателем разворачивалось по всем правилам театрального представления, и чем выше было «актерское мастерство» продавца, тем больше у него было шансов быстро и выгодно продать свой товар. Нередко уговор продавца на Январской ярмарке был рифмован и полон юмора: «Навались, навались, у кого денежки завелись!» [16, с. 34] или«Варварушка, подходи да тетку Марью подводи!» [16, с. 34].
Информационно-игровое начало ярмарочного фольклора было составляющей частью всеобщего торгово-развлекательного комплекса, где развлечение и торговля сливались воедино и вовлекали покупателя в неповторимый мир ярмарки. Одной из составляющих этого комплекса были традиционные ярмарочные развлечения — медвежья комедия, балаганы, театр Петрушки, которые не были исключены и из Вологодской ярмарки.
Таким образом, в конце XVIII — середине XIX вв. Январская ярмарка в Вологде оказывала влияние на социально-экономическое развитие города. С экономической точки зрения, обеспечивала город дополнительными финансами, приносила значительную прибыль владельцам гостиниц и питейных заведений. В социальном плане, влияла на взаимодействие разных категорий населения, являлась генератором и рассадником разнообразных жанров устного народного творчества и просто нарушала обыденную жизнь провинциальных горожан, внося атмосферу развлечений и праздника.
С 70-х годов XIX века роль ярмарочной торговли во внутреннем рынке страны значительно падает. Это было связано с развитием железнодорожного транспорта в России. И Вологда не стала исключением. Январская ярмарка начала приходить в упадок с 1872 года, когда появилась возможность доставлять товар в город на поезде в любое удобное время. С этого периода времени ярмарки представляли из себя простой пережиток старины и кое где держались лишь из простых традиций.
Литература:
- Веселовский А. Старинные русские ярмарки (XVI и XVII вв.). К истории русских ярмарок на Севере (Краткая историко-экономическая заметка) // Кооперация Севера. — 1923. — № 4. — С. 87–91.
- Вологда в воспоминаниях и путевых записках: к. XVIII — нач. XX века / сост. М. Г. Ильюшина. — Вологда: Русь, 1997. — 379 с.
- Вологодские губернские ведомости. Вологда: Тип. Губернского правления. 1841. 8 марта. № 10.
- Государственный архив Вологодской области. Фонд 1.
- Государственный архив Вологодской области. Фонд 14.
- Государственный архив Вологодской области. Фонд 18.
- Государственный архив Вологодской области. Фонд 388.
- Государственный архив Вологодской области. Фонд 475.
- Государственный архив Вологодской области. Фонд 476.
- Государственный архив Вологодской области. Фонд 833.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. СПб., 1881 Т.1.С. 678.
- Курукин И. В., Никулина Е. А. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина / И. В. Курукин, Е. А. Никулина. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 560 с.
- Лебединская Т. А., Морозов Ю. П. Из истории ярмарок в Вологодской области (XVII — начало XX века) // Вологодский государственный технический университет. — Т. 1. — Вологда, 2000. — С. 174.
- Мерцалов А. Е. Вологодская старина / А. Е. Мерцалов. — СПб.: Тип. Л. Ф. Пантелеева, 1889. — 276 с.
- Пушкарев И. Описание Вологодской губернии. СПб., 1846. — 128 с.
- Сахарова Ю. Вологодские ярмарки// Вестник НСО. Серия: Гуманитарные науки. — Вып. 2. — Вологда, 2004. — С. 31- 37.
- Список существующих в Российской Империи ярмарок. СПб., 1834. С. 211–212.
- Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И. Е. Андреевского. СПб., 1904. Т. 28. С. 808.
- Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (ХIХ — нач. ХХ вв.). — СПб., 2003. — 210 с.