«… Проектное обучение поощряет
и усиливает истинное учение
со стороны учеников, расширяет
сферу субъективности в процессе
самоопределения, творчества и
конкретного участия…»
В. Гузеев
В современной школе возникает необходимость уделять все больше и больше внимания развитию у учащихся способности к научно-исследовательской и проектной работе. Особо активные и одаренные дети могут вести научно-исследовательские работы по разным предметам. Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой, практической и самостоятельной учебной работы.Один из эффективных методов обучения — организация ученических проектов. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX в. В 1905г. была организована небольшая группа исследователей под руководством С. Т. Шацкого, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сегодня проектная и исследовательская деятельность, как педагога, так и учащегося, занимает особое место в процессе обучения. Проектная деятельность — это результат совместного научно-исследовательского труда учителя и учащегося. Она позволяет применить имеющиеся знания по теме и осуществить поиск новой информации [1].
Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача — мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия. Работу детей на протяжении всего учебного года должен контролировать квалифицированный руководитель, который выступает в роли консультанта и организатора.
В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. На протяжении всей работы ученик решает ряд поставленных перед собой задач, вначале выбирает тему, ставит перед собой цели, создает план и реализует их. Главная задача — это достигнуть какого-либо результата, т. е. свершение.Главные этапы проектирования:
- Определение направления и сферы исследования.
- Выбор темы исследования.
- Выявление объекта, предмета и проблемы исследования, постановка его целей и задач, определение теоретической и практической значимости.
- Сбор информации по теме исследования.
- Анализ полученной информации.
- Формулирование историографии изучаемой проблемы и определение основных теоретических положений исследования.
- Обсуждение плана теоретической главы исследования.
- Написание теоретической главы исследования.
- Обсуждение теоретической главы исследования.
- Обсуждение плана практической главы исследования.
- Проведение необходимых для исследования опытов и прохождение соответствующей практики.
- Написание практической главы исследования.
- Обсуждение практической главы исследования.
- Формулирование выводов исследования.
- Редактирование окончательного варианта работы и обсуждение ее результатов.
- Оформление работы, подготовка презентации, сопутствующих плакатов, иллюстрации, демонстрационного оборудования и т. д.
- Защита и презентация проекта [2].
Для учащихся 8 класса разработана программа прикладного курса «Я-исследователь». Главная цель курса — формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов и способностей, приобретение основных экспериментальных навыков работы с веществами, химическим оборудованием, которые необходимы для успешной работы в химической лаборатории над проектом.
Над одним проектом может работать несколько учащихся, чаще всего двое.Задача, которая ставится перед руководителем — это научить школьников работать с источниками, научной литературой, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации. Учащиеся 8 и 9 классов с желанием занимаются проектной деятельностью, им нравится представлять опыт своей работы и делиться им. Такой вид работы повышает самооценку. Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места на научно-практических конференциях разного уровня. Участие в таких конференциях позволяет приобрести школьникам уникальный опыт, невозможный при других формах обучения. Проекты на тему «Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?», «Влияние алюминия на окружающую среду и организм человека», «Этиловый спирт в жизни человека» были представлены на школьных Научно — практических конференциях. Работа «Нанотехнологии в косметике», была представлена на региональной выставке — конференции студентов, магистрантов, учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений «Вклад молодых ученых Карагандинской области в Экспо 2017» на базе Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. Проект на тему «Определение качества сметаны. Какую сметану мы едим» получил высокую оценку и был представлен на VI городском фестивале творческих проектов «Алғырлар- 2016» и т. д.
Таким образом, в результате применения проектной деятельности на уроках химии: повышается интерес к предмету химии и смежных с ней дисциплин, улучшается качество знаний, развивается творческий потенциал и индивидуальные способности, самостоятельно приобретаются новые знания, развивается навык исследования. Технология проектного обучения — одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
Литература:
- Полат Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2000
- Мирошниченко Т. А., Химия. Проектная деятельность, 11 класс, Волгоград, 2008.