Современное общество в своем развитии вступило в эпоху глобальных перемен, диктующих пересмотр подходов во всех областях жизни нашего социума, в том числе и в образовании. Успешность развития инновационного образования во многом определяется готовностью профессиональных кадров в сфере образования к работе в условиях инновационной образовательной среды, к гибкому и оперативному реагированию на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности в своей профессиональной деятельности. Именно поэтому развитие профессиональной компетентности педагогов становится одним из наиболее важных условий реформирования образования в Российской Федерации.
Профессиональная компетентность педагога — совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для осуществления успешной педагогической деятельности; и критерии, по которым можно оценить уровень сформированности профессиональной компетентности педагога [2]. Соответственно, профессионально компетентный педагог — это специалист, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. На сегодняшний день разработан проект социально-экономического развития Российской Федерации, в котором указаны основные способы развития педагогической компетентности для достижения поставленных целей.
Условия, при которых возможно успешное формирование профессиональной компетентности педагога, следующие: создание многоуровневой системы подготовки педагогов; укрупнение педагогических колледжей и внедрение единой методологии подготовки педагогических кадров для дошкольного и начального образования; реализация нового профессионального стандарта педагога; организация курсов иностранного языка для педагогов общеобразовательных учреждений; создание региональной системы сертификации уровня иностранного языка и стимулирование получения сертификатов подтверждения педагогами; подготовка руководящих кадров к управлению качеством образования на основе результатов международных, национальных, региональных и иных исследований качества образования, государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций; подготовка кадров, работающих в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; совершенствование системы стимулирования и сопровождения деятельности молодых специалистов: развитие форм сетевого взаимодействия, региональных профессиональных конкурсов, наставничество и стажировки.
В результате мы получили описание компетентного педагога как специалиста, который способен успешно реализовывать свою деятельность и демонстрировать высокие показатели, при этом делясь своим опытом и научными изысканиями.
На сегодняшний день условия, при которых формируется профессиональная компетентность педагога, уже создаются. Мы можем это видеть по тому, насколько увеличилось количество специалистов, желающих получить более высокую степень квалификации, в том числе, и ученую; профессия педагога популяризуется с помощью различных конкурсов, что, в свою очередь, служит профилактикой возникновения стресса; открываются занятия иностранным языком для преподавателей, проводятся вебинары и семинары, увеличивается количество исследований и публикаций, в том числе, молодых специалистов, которых в последнее время в учебных заведениях становится больше.
Литература:
- Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук — Н. Новгород, 2007.
- Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды //Педагогическое образование в России, № 1, 2011.
- Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/st2030.pdf Дата обращения: 18.12.2015.