В наше время обучение иностранному языку стало необходимой частью начального этапа обучения. Основанием столь внимательному отношению к обучению иностранному языку может быть обусловлена трёмя группами факторов:
1) психофизиологические;
2) антропологические;
3) педагогические.
Как утверждают психологи и физиологи, дети имеют природную предрасположенность к раннему обучению иностранному языку и готовность к овладению им. Поэтому можно заявить о чувствительности маленьких детей (от 4 до 8 лет) к овладению языками. Этот возраст примечателен тем, что у детей наблюдается естественный ко всему интерес и потребность в познании чего-то нового. На этом этапе им свойственно более быстрое и гибкое усвоение языкового материала. Эти способности значительно снижаются с возрастом (особенно способности к зрительному и слуховому восприятию, способности к подражанию звуков, а также ослабевает кратковременная память). Антропологический фактор связан с социализацией школьника, получением опыта общения с окружающими людьми. Изучение иностранного языка снимает трудности во время общения с людьми других культур, а также способствует раннему приобщению к культурному разнообразию окружающего мира. Педагоги утверждают, что изучение иностранного языка помогает младшим школьникам ориентироваться в современном быстро меняющемся мире. Овладение иностранным языком необходимо начинать с изучения фонетической системы данного языка. Правильное произнесение звуков обуславливает верную передачу мысли с одной стороны, и правильное понимание речи с другой. Обучение фонетической стороне иноязычной речи в начальной школе преследует, прежде всего, практическую цель. Чтобы обучить детей хорошему произношению на английском языке, важно стремиться к тому, чтобы произношение всегда было в центре внимания учителя: необходимо обеспечить учащимся достаточное количество тренировочных упражнений в восприятии и произнесении звуков. Поэтому работа над произношением начинается с первых уроков учащихся и продолжается дальше на протяжении всего школьного курса обучения иностранному языку. Для постановки навыков устной речи, чтения, письма и аудирования необходимо знать, как звуки соединяются в словах, а не только уметь произносить изучаемые звуки. Это происходит одновременно в повседневной языковой среде, а у младших школьников данный процесс идет с лёгкостью. Особое внимание стоит уделять постановке фонетических навыков на уроках в условиях иноязычной среды. Значение обучения произносительным навыкам в школе нельзя недооценивать, так как: фонетические навыки выполняют смыслоразличительную функцию. Слово теряет или меняет смысл от некорректного произнесения хотя бы одного звука в слове, это затрудняет общение, восприятие и понимание речи. Фонетические навыки больше остальных навыков претерпевают деавтоматизацию, (разрушение из-за недостатка подкрепления). В результате этого появляются трудности в произношении, и у школьников появляются сложности коммуникативного характера.
Отсюда следует, что правильное произношение базируется не только на сформированной точной артикуляции звуков и звукосочетаний, но также на владении интонацией и умении поставить ударение, согласно нормам изучаемого языка. При обучении в школе важно руководствоваться установленными стандартами или программами, которые регламентируют правила подготовки школьников различного возраста по различным предметам.
Литература:
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. –М.:АСТ: Астрель. 2002.
- Формирование произносительных навыков: учебное пособие/под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва»,2002. — 40с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 10).
- Ватсон Е. Р. Практическая фонетика английского языка. — М.: МИОО, 2009.
- Гальскова Н. Д., Никитенко З,Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240с.