Понятие «Семейное неблагополучие» знакомо не только представителям социальных организаций. Под неблагополучными cемьями понимаются семьи, в которых размыты внутренние границы, нарушено поло-ролевое поведение, игнорируются основные семейные функции, имеются скрытые или явные дефекты воспитания.
Семья — основной социальный институт для ребенка. То, что дают ребенку родители — его духовную основу, станет во многих смыслах определяющим ориентиром в жизни. Семья имеет огромное значение для ребенка. При этом, являясь представителем общества, семья проводит те ценности и нормы, которые общество внедряет в сознание людей.
Сегодня институт семьи претерпевает кризис, который имеет системный характер. Многие факторы говорят о его устойчивом неблагоприятном нарастании: пропаганда свободных отношений, рождение детей вне брака, развод и социальное сиротство становятся нормой в современном обществе. Несмотря на наблюдающийся в последнее время рост рождаемости, из краткого анализа Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, мы отмечаем, что число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году.
Еще в XVIII-XIX веках отечественные мыслители и ученые поднимали проблему утраты семейной культуры, семейных связей, традиций воспитания. За непродолжительный исторический период времени произошло разрушение традиционных семейных связей, изменилось представление о семейных отношениях, укладе, воспитании детей.
Социум не может существовать без воcпроизводства и следования традициям, именно они осуществляют духовное ориентирование подрастающего поколения. Изучение ценностных отношений, традиций воспитания в русской патриархальной семье позволяет утверждать, что духовные скрепы народа, его уникальность и самобытность заключены в традициях.
Основным источником передачи традиций, уклада является семья. Поэтому возрождение семейных традиций семейной культуры, повышение родительской компетенции являются одной из приоритетных задач государства.
Процессы, происходящие в современном мире, всего лишь являются следствием своевременно нерешенных проблем, или задач, с которыми общество не справилось. Так, например, 90-х годах XX столетия, смена экономической формации, политические изменения нашли отражение в обществе в виде кризиса института семьи и родительства, различного рода созависимостей.
В условиях нынешнего кризиса функцию взаимодействия с семьями, в том числе с семьями, нуждающимися в социальной поддержке государства, направленную на повышения родительской компетенции, создание мероприятий, направленных на формирование семейных традиций, могут взять на себя организации, обеспечивающие меры социальной поддержки.
Мы можем рассматривать формирование семейных традиций в рамках курса повышения родительской компетенции как новую форму социального обслуживания населения.
Таким образом, это будет способствовать решению сразу нескольких задач современного общества:
Во-первых, кризис и общественные преобразования, такие, как модернизация в системе образования являются серьезным испытанием для многих семей, в том числе семей, нуждающихся в социальной поддержке государства.
Детей в дошкольные образовательные учреждения в настоящее время принимают с 3-летнего возраста. Родители самостоятельно вынуждены заниматься воспитанием и развитием детей дошкольников. Не все родители оказались к этому готовы.
Во-вторых, дополнительное образование для родителей является платным. В условиях современного экономического кризиса многие семьи оказались не готовы к дополнительным расходам. Мероприятия, направленные на повышение родительской компетенции и направленные на формирование семейных традиций, могут стать защитной мерой в условиях экономического кризиса.
В-третьих, подобного рода мероприятия направлены, в первую очередь, на повышение родительской самоэффективности (веры в себя как в родителя). Осознание родительского опыта. Решение не только имеющихся проблем, но предупреждение (профилактика) потенциально возможных.
В — четвертых, в рамках программы повышения родительской компетенции будут рассматриваться такие составляющие, как иерархия, семейные традиции, культуры семейных взаимоотношений.
Формирование семейных традиций в рамках курса повышения родительской компетенции мы можем рассматривать как профилактику семейного неблагополучия при работе с семьями, нуждающимися в мерах социальной поддержки государства.
Также мы можем предложить рассмотрение внедрения подобного рода курсов как рекомендованных субъектам профилактики в качестве обязательных для прохождения семьям, относящимся к группе риска.
В дальнейшем, прохождение подобного рода обучающего курса и получение сертификата можно рассматривать как дополнительное преимущество в пользу родителей в спорных ситуациях.
Формирование семейных традиций в рамках курса повышения родительской компетенции в организациях, обеспечивающих меры социальной поддержки, позволяют:
1.Действовать в рамках приоритетных государственных интересов и направлений
2.Быть лидерами, применившими инновационные социальные технологии
3.Повысить социальную ориентированность района
4.Решать социально-значимые проблемы района
5.Повысить уровень педагогической культуры родителей.
6.Способствовать укреплению института родительства
7.Оперативно отвечать актуальным запросам современного общества
Таким образом, мы можем рассматривать формирование семейных традиций в рамках курса повышения родительской компетенции организациях, обеспечивающих меры социальной поддержки, как профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, а, следовательно, как решение актуальных проблем в обществе.
Литература:
- Антонова А. В. Формирование родительской компетенции как задача современной педагогики. //Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26 февраля 2015 г.) /Отв. Ред. Л. В. Козилова, Е. В. Меркель,- Часть 4. — 2015. — с.14
- Бородина О. В. Семья в современном обществе: особенности преемственности. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2014. —с.180–186.
- Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании детей дошкольного возраста. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы III международной научно-практической конференции (16 апреля 2015 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2015. —с.184–187.
- Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: Белый город, 2013, — 295.