Современный студент — это человек, отражающий состояние современного общества. В меняющихся условиях социального и общественного бытия будущий педагог обязан быть всесторонне развитым и методически подготовленным к собственной профессиональной деятельности [15]. Благодаря вариативности учебных планов будущие логопеды знакомятся с различными научными источниками. Одним из таких источников является этнопедагогика. Изучение дисциплины направлено на формирование этнопедагогической культуры студентов. В. А. Николаев определяет этнопедагогическую культуру как социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования. Этнопедагогическая культура включает этнопедагогические сознание, мышление и деятельность [11]. Многолетние традиции, этнос, обряды и обычаи, сформировавшаяся культура России способствуют развитию полноценной личности, формированию высококвалифицированного профессионала. Разносторонние знания влияют на профессиональную подготовку и деятельность педагогов, отношение к детям, с которыми они взаимодействуют. Главенствующее значение имеет культура речевого общения логопеда и межличностное взаимодействие с обучаемым. Цель работы логопеда — коррекция компонентов речевой системы, развитие мелодико-интонационного компонента, четкости и выразительности экспрессивной и импрессивной речи. Речь ребенка сочетает в себе лексический, грамматический мелодико-интонационный компоненты, звукопроизношение. Под выразительностью речи обычно понимают такие ее особенности, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Интонация речи изменяется с помощью следующих ряда средств: голосовые (тембр, мелодика, интенсивность), темп речи, паузы, неречевые звуки (покашливание, усмешки, восклицания и др.), невербальные (мимика, жесты, позы. Интонация выполняет важные коммуникативные функции: актуализирует внимание на ключевых моментах речи, уточняет смысл высказывания, выражает отношение говорящего к его содержанию. В повседневной жизни речь много функциональна. Выделен ряд ведущих функций речи: 1) коммуникативная, 2) мыслительная, 3) управленческая, 4) содержание сознания, памяти [10, с. 264]. В соответствии с выделенными функциями речь реализуется в различных взаимосвязанных видах. Как свидетельствуют данные исследований, коммуникативная функция определяет вербальное развитие ребенка. Формирование этой функции обеспечивает психическое развитие, произвольность поведения. Вторая функция предполагает использование речи в качестве орудия мышления. Слово выступает как средство обобщения, абстрагирования от реальных предметов. Коммуникативная и мыслительная функции формируются в единстве и определяют развитие управленческой (регулирующей) функции. Речь делает процесс восприятия более обобщенным, а запоминание осмысленным [5, с. 10].
Сформированные коммуникативные навыки обусловливают умение говорить четко, выразительно, слушать собеседника, понимать смысл сказанного им, являются залогом хорошей подготовки к школьному обучению [14]. Чистая и правильная речь логопеда, средства этнопедагогики, таковыми являются пословицы, народные песни, прибаутка, считалки и др, направлены на достижение высокой эффективности коррекционной работы в процессе развития речи ребенка.
Когнитивные способности ребенка, его речь зависят от правильности выбора методов и способов коррекции, от взглядов и жизненных ценностей логопеда. На важность правильной речи указывают многие ученые и писатели. По мнению К. Д. Ушинского изучение родного языка способствует введению ребенка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [13 с. 260].
Речь, слово Л. С. Выготский считал важнейшим фактором развития мышления. Усвоение понятия, отражающего некоторый класс предметов, является определенной степенью обобщения, то есть выступает как мыслительный процесс [4]. Другой выдающийся отечественный психолог П. П. Блонский важнейшим условием успешного обучения считал развитую речь, которая способствует развитию вербальной памяти. В его исследованиях учащиеся начальных классов плохо усваивали предлагаемые задания потому, что плохо владели связной речью [3 с. 70].
С. Л. Рубинштейн, как большинство отечественных психологов тесно связывал речь и мышление. Однако он не отождествлял их, справедливо считая, что формирование разнообразных речевых форм одновременно развивает и мышление [13с. 416]. По данным С. Л. Рубинштейна, на продуктивность становления речи значительное влияние оказывают эмоции, чувства, переживания. Другие психологические исследования (Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) подтверждают сказанное. Более того, по их данным речь развивается в единстве со всеми психическими процессами. Уже на ранних этапах развития ребенка речь становится средством мышления, регулирования деятельности, налаживания отношений [1,6,8,16].
В. М. Бехтерев писал: «Всем врачам известно, что задержка в развитии речи очень пагубна для умственного развития ребенка» [2, с.22–37]. Он считал необходимым как можно раньше начинать заниматься развитием речи.
Известные отечественные лингвисты В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин в рамках созданного ими научного направления лингвострановедения обосновали кумулятивную функцию родного языка. По их мнению, это делает русский язык важнейшим источником духовного развития личности [9]. Язык, по их мнению, является накопителем культурных национальных традиций. Глубокое освоение языка создает существенные предпосылки для приобщения к культуре народа. Особенно важное развивающее и воспитывающее значение имеет усвоение родного языка для дошкольника. Благодаря языку перед ним раскрывается вся родная культура, картина мира, воплощенная в родном слове.
Таким образом, можно заключить: этнопедагогика помогает культурно обогатить личность студента, сформировать профессиональные компетенции, оптимизирующие логопедическую работу и повышающие ее эффективность. Использование логопедом устного народного творчества стимулирует речевую активность ребенка, дает возможность развития его познавательных процессов.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды I и II тома. — М.: Педагогика, 1980, т. I — 230 с; т. II — 287 с.
- Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. — СПб., 1909. с.22–37.).
- Блонский П. П. П. П. Блонский. Избранные педагогические и психологические сочинения. Том 2 — Москва: Педагогика, 1979 — с.400
- Выготский Л. С. Собр. соч. Т. III. M., 1983. — 366 с.
- Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011. — 288 с.
- Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики
- // Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1 Предмет и методы возрастной психологии. / Ред.-сост. Карабанова О. А., Подольский А. И., Бурменская Г. В. М., 1999.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969. — 214 c.
- Костомаров В. Г., Верещагин Е. М. Язык и культура.- М., 1973.
- Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Николаев В. А. Педагогика русского фольклора. Методическое пособие. — Орел, 1997. -143 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский]; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948–1952. — Загл. обл.:Сочинения.
- Т. 2: Педагогические статьи, 1857–1861 гг. — 1948. — 655 с.: ил., 1л. портр. — Библиогр.: с. 626–646. — Указ. имен: с. 647–653.
- Феоктистова С. В. Психологические основы взаимодействия психологов и педагогов по обеспечению адаптации детей к школе: Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.03: Тверь, 2002 370 c. РГБ ОД, 71:03–19/2–4
- Шабанов Г. А. Воспитательная система вуза как фактор гармоничного развития личности современного специалиста. — М., 2007.-С. 280–289.
- Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.
- http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/