Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 1289 раз

Библиографическое описание:

Колесник, А. П. Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников / А. П. Колесник, А. С. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28047/ (дата обращения: 16.10.2024).



)

Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие интеллекта детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: интеллект, творческие способности, учебные способности, исследовательская деятельность.

Интеллект — это качествопсихики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [2].

Изучением вопросов развития интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: Г. Ю. Айзенк, У. Штерн, Ч. Э. Спирмен, Ф. А. Бине, Д. Векслер, Б. Г. Ананьев [3], Д. Б. Эльконин, Т. С. Комарова [7], Б. М. Теплов [9] и другие.

Американский психолог Л. Терстоун исследовал интеллектуальные способности человека и выявил ряд умственных потенций (сторон интеллекта):

– счетная способность — умение оперировать числами, выполнять арифметические операции;

– вербальная гибкость — это способность человека с легкостью выражать свои мысли, подбирать наиболее подходящие слова и выражения;

– вербальное восприятие — понимание речи;

– пространственная ориентация — умение представлять различные формы и предметы в пространстве;

– память;

– способность к рассуждению;

– быстрота восприятия сходств или различий между какими-либо предметами и изображениями [цит. по: 4].

Рассмотрим, как формируется и развивается интеллект в младшем школьном возрасте. Интеллектуальные способности подразделяют на учебные и творческие. Учебные способности — это академические способности, которые определяют, насколько ребёнок эффективно усваивает учебный материал. Творческие способности — способности что-то сотворить, придумать, реализовать. Это не только способности в области «изящных искусств», но изобретательство, креативность и т. д. [7]. По нашему мнению, период обучения в начальной школе является наиболее благоприятным для развития интеллектуальных способностей у детей.

Исследователь Б. М. Теплов отмечал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития [9, с. 9–20].

Одним из наиболее эффективных средств развития интеллекта младших школьников мы считаем исследовательскую деятельность. В Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) начального общего образования обозначена необходимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, а также эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников [10]. Участие обучающихся в исследовательской деятельности обеспечивает исполнение требований ФГОС.

Теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников раскрыты в трудах отечественных педагогов В. П. Вахтерова, Н. И. Новикова и зарубежных А.Дистервега, И.Песталоцци и других. Возможности использования исследовательских методов в обучении описаны И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным [8]. Значимость исследовательской деятельности в школьном обучении подчеркивали И. А. Зимняя [5], В. И. Андреев. Психология организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста изучалась А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым [6]. Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, В. П. Ушачевым. Изучив труды некоторых вышеназванных авторов, мы определяем исследовательскую деятельность обучающихся как деятельность, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская деятельность нормируется исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру [1].

Однако, в отличие от исследований в научной сфере, исследовательская деятельность учащихся начальной школы лишь косвенно имеет цель — получение результата, продукта. По сути — это один из методов обучения, обеспечивающих развитие творческих и учебных способностей ребенка. Ведь основная цель проведения исследования в начальной школе — это участие детей в разных этапах, предполагающих разные виды творческой и учебной работы, в процессе освоения которых у каждого ребенка развиваются как высшие психические функции (память, внимание, мышление), так и специальные исследовательские умения. Кроме того, необходимо отметить повышение творческой активности и учебной мотивации у детей, охваченных нетрадиционными методами и формами обучения.

Положительное влияние исследовательской деятельности на развитие интеллектуальных способностей, интеллекта младших школьников мы имели возможность наблюдать и отмечать в процессе организации деятельности объединения дополнительного образования «Я — исследователь» (автор программы российский педагог и психолог А. И. Савенков [6]). Занятия проводились в течение учебного года с группой учащихся 1х и 2х классов. В ходе занятий дети обучались некоторым непривычным для них видам учебной и внеучебной работы, а именно: поиск литературы по выбранной теме исследования, самостоятельное изучение и анализ собранных сведений по теме, определение конечной цели (продукта) исследования, публичное выступление, дискуссия (обсуждение) и т. д. В конце учебного года обучающимся была предоставлена возможность публичной защиты своих исследовательских работ.

Наблюдения за деятельностью детей показали, что участвуя в групповых исследованиях, они, прежде всего, учились взаимодействовать в коллективе: распределять задания, слушать друг друга, учитывать мнение другого, отстаивать свою позицию, грамотно критиковать. Все это оказывало влияние не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на развитие коммуникативных навыков — важной составляющей процесса социализации в обществе, коллективе.

На основании изложенного выше представляется возможным сформулировать следующий вывод о том, что в современном образовании исследовательская деятельность является эффективным средством развития познавательных, интеллектуальных способностей у младших школьников.

Литература:

  1. http://www.metodkopilka.ru/opisanie_tehnologiy_dlya_uchitelya_issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost-37326.htm. (дата обращения 23.02.2016).
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/. (дата обращения 27.02.2016).
  3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с.
  4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 29–30.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. — М.: МПСИ, 2010–448 с.
  6. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2005. http://www.livelib.ru/book/1000106543 (дата обращения 02.03.2016).
  7. Немов Р. С. Психология. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. Общие основы психологии.
  8. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М.: Просвещение, 1980.
  9. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961 г., с. 9–20.
  10. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://www.методкабинет.рф/attachments/010_ ФГОС %20начального %20общего %20образования.doc.(дата обращения 23.12.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, способность, начальная школа, младший школьный возраст, научная сфера, развитие.


Похожие статьи

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается формирование целостного представления экономического мышления у школьников. Проведенные исследования в средней общеобразовательной школе позволили сформулировать проблемы преподавания экономики и дать рекомендации по п...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Похожие статьи

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается формирование целостного представления экономического мышления у школьников. Проведенные исследования в средней общеобразовательной школе позволили сформулировать проблемы преподавания экономики и дать рекомендации по п...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования умений самоконтроля студентов; автором предложены задания для создания условий развития умений самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе п...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Задать вопрос