)
Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие интеллекта детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: интеллект, творческие способности, учебные способности, исследовательская деятельность.
Интеллект — это качествопсихики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [2].
Изучением вопросов развития интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: Г. Ю. Айзенк, У. Штерн, Ч. Э. Спирмен, Ф. А. Бине, Д. Векслер, Б. Г. Ананьев [3], Д. Б. Эльконин, Т. С. Комарова [7], Б. М. Теплов [9] и другие.
Американский психолог Л. Терстоун исследовал интеллектуальные способности человека и выявил ряд умственных потенций (сторон интеллекта):
– счетная способность — умение оперировать числами, выполнять арифметические операции;
– вербальная гибкость — это способность человека с легкостью выражать свои мысли, подбирать наиболее подходящие слова и выражения;
– вербальное восприятие — понимание речи;
– пространственная ориентация — умение представлять различные формы и предметы в пространстве;
– память;
– способность к рассуждению;
– быстрота восприятия сходств или различий между какими-либо предметами и изображениями [цит. по: 4].
Рассмотрим, как формируется и развивается интеллект в младшем школьном возрасте. Интеллектуальные способности подразделяют на учебные и творческие. Учебные способности — это академические способности, которые определяют, насколько ребёнок эффективно усваивает учебный материал. Творческие способности — способности что-то сотворить, придумать, реализовать. Это не только способности в области «изящных искусств», но изобретательство, креативность и т. д. [7]. По нашему мнению, период обучения в начальной школе является наиболее благоприятным для развития интеллектуальных способностей у детей.
Исследователь Б. М. Теплов отмечал, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития [9, с. 9–20].
Одним из наиболее эффективных средств развития интеллекта младших школьников мы считаем исследовательскую деятельность. В Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) начального общего образования обозначена необходимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, а также эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников [10]. Участие обучающихся в исследовательской деятельности обеспечивает исполнение требований ФГОС.
Теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников раскрыты в трудах отечественных педагогов В. П. Вахтерова, Н. И. Новикова и зарубежных А.Дистервега, И.Песталоцци и других. Возможности использования исследовательских методов в обучении описаны И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным [8]. Значимость исследовательской деятельности в школьном обучении подчеркивали И. А. Зимняя [5], В. И. Андреев. Психология организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста изучалась А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым [6]. Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, В. П. Ушачевым. Изучив труды некоторых вышеназванных авторов, мы определяем исследовательскую деятельность обучающихся как деятельность, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская деятельность нормируется исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру [1].
Однако, в отличие от исследований в научной сфере, исследовательская деятельность учащихся начальной школы лишь косвенно имеет цель — получение результата, продукта. По сути — это один из методов обучения, обеспечивающих развитие творческих и учебных способностей ребенка. Ведь основная цель проведения исследования в начальной школе — это участие детей в разных этапах, предполагающих разные виды творческой и учебной работы, в процессе освоения которых у каждого ребенка развиваются как высшие психические функции (память, внимание, мышление), так и специальные исследовательские умения. Кроме того, необходимо отметить повышение творческой активности и учебной мотивации у детей, охваченных нетрадиционными методами и формами обучения.
Положительное влияние исследовательской деятельности на развитие интеллектуальных способностей, интеллекта младших школьников мы имели возможность наблюдать и отмечать в процессе организации деятельности объединения дополнительного образования «Я — исследователь» (автор программы российский педагог и психолог А. И. Савенков [6]). Занятия проводились в течение учебного года с группой учащихся 1х и 2х классов. В ходе занятий дети обучались некоторым непривычным для них видам учебной и внеучебной работы, а именно: поиск литературы по выбранной теме исследования, самостоятельное изучение и анализ собранных сведений по теме, определение конечной цели (продукта) исследования, публичное выступление, дискуссия (обсуждение) и т. д. В конце учебного года обучающимся была предоставлена возможность публичной защиты своих исследовательских работ.
Наблюдения за деятельностью детей показали, что участвуя в групповых исследованиях, они, прежде всего, учились взаимодействовать в коллективе: распределять задания, слушать друг друга, учитывать мнение другого, отстаивать свою позицию, грамотно критиковать. Все это оказывало влияние не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на развитие коммуникативных навыков — важной составляющей процесса социализации в обществе, коллективе.
На основании изложенного выше представляется возможным сформулировать следующий вывод о том, что в современном образовании исследовательская деятельность является эффективным средством развития познавательных, интеллектуальных способностей у младших школьников.
Литература:
- http://www.metodkopilka.ru/opisanie_tehnologiy_dlya_uchitelya_issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost-37326.htm. (дата обращения 23.02.2016).
- https://ru.wikipedia.org/wiki/. (дата обращения 27.02.2016).
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей, СПб, «Питер», 2007 г., с. 29–30.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. — М.: МПСИ, 2010–448 с.
- Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2005. http://www.livelib.ru/book/1000106543 (дата обращения 02.03.2016).
- Немов Р. С. Психология. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1. Общие основы психологии.
- Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М.: Просвещение, 1980.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961 г., с. 9–20.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://www.методкабинет.рф/attachments/010_ ФГОС %20начального %20общего %20образования.doc.(дата обращения 23.12.2015).