Инновационные психолого-педагогические технологии в истории МПГУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Степанов, В. Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в истории МПГУ / В. Г. Степанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 230-233. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28072/ (дата обращения: 19.12.2024).



МГПИ был создан в 1930 году на базе педагогического факультета 2 МГУ. Факультет был образован по инициативе психолога Корнилова К. Н., действовавшего в согласовании с Наркомпросом. Примечательна личность этого ученого, до конца дней своих заведовавшего кафедрой психологии Института.

Карнилов К. Н. был одним из создателей экспериментальной психологии. В дискуссии с И. П. Павловым и В. М. Бехтеревым он отстоял перед государственными органами СССР психологию как самостоятельную науку, придав ей материалистическое толкование. Будучи дважды директором первого в России Психологического института, он привел туда Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурию, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, всемирно прославивших отечественную школу психологов. В то же время К. Н. Корнилов был первым педагогом-психологом, разрабатывавшим психологию для учителей и родителей. Он не только инициировал организацию МГПИ — крупнейшего педагогического ВУЗа страны, флагмана других пединститутов, научно-теоретической и практической кузнецы науки о воспитании миллионов советских людей и подготовки важнейшей массовой профессии — учительства, ставшего к тому же также примером решения проблемы массового высшего женского образования. Не удивительно, что поэтому в 1940-х годах по инициативе преподавателей МГПИ создается Академия педагогических наук РСФСР, а Корнилов становится ее первым вице-президентом. Он пишет и издает книги и учебники для студентов и учителей, становится главным редактором журнала «Семья и школа». Бессменно избирается депутатом Моссовета. После смерти К. Н. Корнилова его ученик, академик В. А. Сластенин создает факультет педагогики и психологии МГПИ, ставший образцом для многих подобных факультетов РФ. Там успешно продолжают работать его ученики и соратники: д.п.н., профессора В. А. Леванова, И. П. Клемантович, Т. В. Пушкарева, С. Б. Серякова, член-корреспондент РАО Мудрик А. В. и другие.

Деятельность К. Н. Корнилова получила всемирную известность и признание. О нем помещены справки-статьи в крупнейших и авторитетнейших энциклопедиях развитых стран: БСЭ, Британской энциклопедии и т. д.

Но в МПГУ (МПГИ) было достаточно много факультетов, которые в несколько измененном виде сохранились и сегодня. Там работало значительное количество ученых (филологов, историков, дефектологов, математиков и т. д.), внесших значительный вклад не только в российскую, но и мировую культуру. Их научные школы не следует забывать, т. к. фундаментальные направления исследований с трудом поддаются восстановлению. Очень хорошо, что у нас имеется кафедра инновационных образовательных систем, помогающая развивать все указанные направления в образовании.

Обобщая все изложенное выше, отметим 3 важные положения:

  1. МГПИ (МПГУ) сыграл роль лидера в организации и развитии широкой сети педагогических институтов в стране, а тем самым всей системы всеобщего и обязательного среднего образования. Несмотря на все признанные сейчас недостатки советской системы образования, особенно в области гуманитарных наук, идеологически-пропагандистская обработка преподносимого обучающимся учебного материала не смогла погасить просвечиваемую через нее духовно-нравственную мощь и житейскую мудрость российской и мировой культуры. Поэтому организация системы массового среднего и высшего образования имеет важное историческое значение и для других стран мира. Без этого не была бы возможна наша победа в годы Великой Отечественной войны, покорение космоса, развитие промышленности, освоения целины. Поэтому мы считаем, что при создании современной демократической школы в РФ не следует зачеркивать предшествующий опыт, а брать и критически заимствовать из него лучшее. В том числе из истории МГПИ.
  2. В МГПИ продолжали развиваться лучшие традиции Высших женских курсов, на базе которых он был создан. В дореволюционной России эти курсы были образцом не только для страны, но и всей Европы в решении проблемы получения высшего образования женщинами. Как известно, с созданием педагогических институтов учительская профессия стала «женской». Как и врачебная (по преимуществу). И в наше время эти важнейшие для сохранения жизни и человеческой цивилизации профессии являются преимущественно женскими. Проблема женского образования и сегодня не снята. Именно ныне варварские удары террористов из ИГИЛ особенно тяжело сказываются на женщинах Европы, которым мы все глубоко сочувствуем.

Президент и Правительство РФ даже в трудные годы так называемых экономических санкций стараются не оставить женщин без помощи, выделяют материнский капитал. Очевидно, профессорско-преподавательский состав МПГУ может и должен создать «педагогический» материнский капитал в помощь женщинам-матерям. Многое можно взять из опыта подготовки учителей, сделав многочисленные современные дополнения (о подготовке к семейной жизни и рождению детей, генетических консультациях, психологической поддержке беременных женщин, о перинатальных центрах, специалисты которых являются не только акушерскими и педиатрами, но и используют консультации педагогов и психологов и т. д.)

  1. Мы считаем, что деятельность К. Н. Корнилова и других ученых МГПИ, действовавших в сотрудничестве с дирекцией Института и органами государственной власти, является образцом успешного взаимодействия управляющих государственных систем и научно-теоретической и практической работы профессорско-преподавательского состава. Это надо продолжить делать и в нынешнее время.

В современную эпоху глобализма Россия, как и другие страны мира, проходит через большие испытания. Серьезным ударам международного терроризма, не имеющего ни религии, ни национальности, подвергается европейская цивилизация. В то же время, между странами Запада и Россией нет согласия. Президент В. В. Путин справедливо заявил, что в основе культуры наших стран лежит христианство, а в политике дело не обходится без военной конфронтации. Мы не против развития демократии и рыночных отношений, но хотим обсуждать пути развития общества в этом направлении с США и странами ЕС на равной основе.

Эти заявления Президента РФ можно только поддерживать. Действительно, многие действия на Западе, задуманные как борьба против фашизма, за права человека, нередко принимают спорные формы и насильственно насаждаются в других странах. Оправдываются не только для России, но и стран Запада слова В.Черномырдина: «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда». Как определить правильность принимаемых решений? Конечно, через практику. Но она бывает длительной, с трудом поддающейся быстрому определению и оценке. Помочь могут науки о человеческом организме и его мозге. Когда создавались космические корабли, то в аванпроект закладывались не только требования к космонавту, но и требования к автоматическим системам, работа с которыми должна соответствовать возможностям человека, его успешной деятельности.

На современном историческом этапе развития человечества такую прогнозирующую и оценочную деятельность призваны выполнить бурно развивающиеся науки о мозге (нейронауки). В США осознана важность и необходимость их развития. В 2013 году там принята президентская программа «Карта мозга». На нее сразу в качестве первичного взноса выделено из бюджета 100 млн. долларов. Над разработкой этой программы 10 лет работали Нобелевские лауреаты всех специальностей. Полученные научные данные должны лечь в основу политики государства во всех областях. Эта программа считается для страны даже более важной, чем освоение космоса в прошлом веке.

Сегодня результаты исследований нейронаук используются на мастер-классах во многих сферах жизни в развитых странах мира. Однако пока отсутствуют четко сформулированная и официально принятая нейропедагогика. Эта теория и технология воспитания и обучения детей и взрослых, основанные на использовании данных различных нейронаук. А между тем, их использование позволяет существенно поднять эффективность умственного воспитания (когнитивные технологии), значительно способствовать развитию способностей и одаренности (креативность), разумному управлению эмоциями (эмоциональный интеллект) и т. д. Внедрение указанных технологий нейронаук в образование различных стран, в том числе России, поможет воспитанию разумных и разносторонне развитых поколений людей, которые встанут на путь эволюционного, а не революционного изменения и развития общества.

Основы нейронаук заложены трудами И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Открытия, касающиеся функциональной асимметрии мозга человека, изложены в «Реактологии» К. Н. Корнилова. Мы в течение долгих лет жизни продолжали эту линию исследований своего первого научного руководителя. При этом большое влияние на нас оказали труды его ближайших сподвижников, после смерти Константина Николаевича заведовавшие его кафедрой в МГПИ: профессора Н. Д. Левитов и Е. И. Игнатьев.

Наши исследования продолжались уже по более современным методикам, с использованием новейшей экспериментальной аппаратуры и средств регистрации. Они были частью комплексных исследований с участием специалистов Института проблем передачи информации РАН, Института автоматики и телемеханики (Института управления РАН), Института медико-биологических проблем РАН, Института ВНД и нейрофизиологии РАН и других. По указанной проблематике издано 5 книг. Последняя, обобщающая, издана в 2013 году под названием «Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация» издательством «Академический Проект».

В них впервые дано наиболее полное описание когнитивных процессов при создании зрительных образов (а зрение является ведущим анализатором для человека). Под нашим руководством аспирантами, магистрантами с участием дипломников разработаны указанные ниже когнитивные технологии в образовании:

  1. Обучение математике младших школьников и взрослых (к.пс.наук Алешина Т. Н. и Павлова Т. Л.).
  2. Обучение иностранным языкам (д.пс.наук Бауэр Е. А.).
  3. Обучение истории (к.пс.наук Ремеева А. Ф.).
  4. «Правополушарная» и «левополушарная» реклама для подростков и взрослых (к.пс.наук Лещук Н. С.).
  5. Обучение подростков изобразительному искусству (аспирантка МПГУ Борисова А. И.).
  6. Подготовка к школе детей с отставанием в развитии (магистрантка МПГУ Сорокина Л. И.).
  7. Развитие креативности у подростков (к.пс.наук Курбатова Л. М.).
  8. Проблемы принятия (выбора) решения школьниками и студентами в зависимости от латеральности мозга (д.м.н. Чилингарян Л. И., д.б.н. Мержанова Г. Х., проф. Степанов В. Г., Дроздова П.).
  9. Выбор профессии в зависимости от латеральности головного мозга (проф. Степанов В. Г.).
  10. Развитие эмоционального интеллекта (д.п.н. Клемантович И. П., проф.Степанов В. Г.).
  11. Когнитивные технологии в обучении детей РФ и ЮАР (соискатель О.фан Ниекерк).

Авторы этих технологий готовы при моем участии познакомить с ними на мастер-классах всех желающих преподавателей и студентов соответствующих факультетов (математического, иностранных языков, истории, изобразительного искусства) в порядке курсов повышения квалификации.

В МПГУ имеются и другие специалисты по нейронаукам и ТСО, с которыми было бы весьма желательно скооперироваться. Хочется надеяться на открытие магистратуры на кафедре социальной педагогики и психологии (заведует кафедрой проф. Леванова Е. А.), где имеются кадры преподавателей весьма высокой компетенции по предлагаемым проблемам.

Мы уверены, что профессорско-преподавательский состав МПГУ примет к внедрению и дальнейшей эффективной разработке когнитивные технологии в образовании, как об этом говорится в проекте «Стратегического развития МПГУ до 2020 года».

Литература:

  1. Игнатов Е. И. Соч.: Психология изобразительной деятельности детей. 2-е издание. М.,1961.
  2. Корнилов К. Н. Соч.: Очерки психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1917.
  3. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. («Реактология»). Государственное издательство. М., 1922.
  4. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М., 1934.
  5. Психология. Учебник для педагогических училищ. М., 1946.
  6. Корнилов К. Н., Смирнов А. А., Теплов Б. М. (редакторы). Психология. Учебное пособие. М., 1948.
  7. Левитов Н. Д. Очерки педагогической психологии. М., 1946.
  8. Психология старшего школьника. М., 1955.
  9. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1958.
  10. О психических состояниях человека. М.,1964.
  11. Психология характера. 3-е издание. М., 1969.
  12. Степанов В. Г. «Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, образование, творчество, профориентация». М.: «Академический Проект», 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, профессорско-преподавательский состав, высшее образование, изобразительное искусство, мировая культура, образование, Павлово, страна мира, США, эмоциональный интеллект.


Похожие статьи

Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект)

Инновационные технологии в современном учебном процессе

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Информационные технологии в музыкальном образовании

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Особенности применения образовательных технологий XXI века в военном вузе: актуальность и перспективы

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Теоретические основы инновационной деятельности

Информационные технологии взаимодействия в муниципальном управлении: история и современность

Информационные технологии в развитии современного информационного общества

Похожие статьи

Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект)

Инновационные технологии в современном учебном процессе

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Информационные технологии в музыкальном образовании

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Особенности применения образовательных технологий XXI века в военном вузе: актуальность и перспективы

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Теоретические основы инновационной деятельности

Информационные технологии взаимодействия в муниципальном управлении: история и современность

Информационные технологии в развитии современного информационного общества

Задать вопрос