Статья посвящена визуализации материала при подготовке и проведении лекций-презентаций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в экономическом вузе. Предложена классификация методов визуализации учебного материала.
Ключевые слова: визуализация, лекция-презентация, интеллект-карта, образ.
Инновационно-педагогическая деятельность преподавателей в системе высшего образования находится в центре внимания современных педагогических исследований [1; 8; 9; 10]. Важность визуальных представлений в ходе преподавания гуманитарных дисциплин не вызывает сомнения у большинства преподавателей и студентов. Визуальные модели, таблицы, матрицы, графики и диаграммы существенно дополняют вербальную составляющую учебного материала, которая традиционно преобладает в презентации материала на лекциях и в литературе, посвященной общественным и гуманитарным дисциплинам [4; 5; 7].
Различные способы визуализации учебного материала особенно наглядно можно продемонстрировать в ходе проведения лекции с использованием презентации, под которой мы понимаем классическую лекцию, подкреплённую визуальным образно-информационным рядом, созданным при помощи специального программного обеспечения (например, программы MS PowerPoint или редактора PDF-файлов) и демонстрируемым посредством LCD-проектора на экран.
Такая лекция позволяет в течение времени, отведенного на занятие, не только дать больше информации, но и подробно иллюстрировать ее. При этом записи подлежат лишь важнейшие из положений лекции, а остальная информация предлагается в виде файла лекции, размещенной на доступном студентам облачном сервисе. Опыт проведения подобных занятий, приобретенный автором в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин, позволил выделить ряд методических приёмов визуализации учебного материала [6] (см. рис. 1).
Рис. 1. Методические приёмы визуализации материала (Интеллект-карта)
Рассмотрим некоторые из этих приёмов. Так, методический прием «иллюстрация-объяснение» позволяет предложить студентам иллюстрацию (схему, алгоритм и др.) и подробно разъяснить ее содержание.
Примером такого приема может служить «Схема нейрогуморальных механизмов эмоций» (См. рис. 2).
Рис. 2. Схема нейрогуморальных механизмов эмоций (Пример реализации приема «иллюстрация-объяснение»)
Содержание приема «образ-текст» состоит в предварительном предъявлении студентам визуального образа, который метафорично и концентрировано выражает смысл последующей текстуальной информации. Такой приём позволяет максимально задействовать оба полушария мозга для эффективности восприятия материала, опираясь на его функциональную межполушарную асимметрию. Пример этого приема представлен на Рис. 3 «Восприятие движения».
Рис. 3. Восприятие движения (Пример реализации приема «образ — текст»)
Прием «персоналии и книги» позволяет познакомить студентов с выдающимися представителями той или иной науки, а также познакомить с тем, как выглядят их труды, изданные в стране или за рубежом. На рисунках 4 и 5 изображены портреты авторов основных концепций развития личности в онтогенезе, а также список литературы, посвященной одной из психодиагностических методик.
Рис. 4. Основные концепции развития личности в онтогенезе (Пример реализации приема «персоналии и книги»)
Рис. 5. Список литературы (Пример реализации приема «персоналии и книги)
Особую роль в ходе проведения лекций-презентаций играет использование юмористических образов. С одной стороны, они очень хорошо запоминаются, а с другой — позволяют в ходе изложения сложного материала, требующего большого умственного и физического напряжения, предоставить студентам некоторое время для интеллектуальной и эмоциональной разрядки. Пример использования юмора при объяснении психологической сущности бюрократизма приведен на рис. 6.
Достаточно эффективным в ходе преподавания гуманитарных дисциплин является использование графиков и зависимостей. На рисунке 7 приведен пример рисунка, иллюстрирующего зависимость эффективности стиля управленческой деятельности от уровня развития коллектива.
Рис. 6. Сущность бюрократизма (Пример реализации приема «юмор»)
Рис. 7. Зависимость эффективности стиля управленческой деятельности от степени развития коллектива (Пример использования приема «графики и зависимости»)
Одним из эффективных средств развития познавательной активности и творческого мышления студентов, а также всестороннего развития их общекультурных и профессиональных компетенций является использование так называемых интеллект-карт («mind map»), что позволяет сделать представление материала обучаемым более структурированным, образным, интересным, хорошо воспринимаемым и запоминающимся [2; 3]. Пример интеллект-карты на тему «Причины низкой эффективности обучения персонала» представлен на Рис. 8.
Рис. 8. Причины низкой эффективности обучения персонала (Пример использования интеллект-карты)
Таким образом, активизация занятий путем введения большого количества визуальных образов является прерогативой не только наук, принципиально основывающихся на визуализации знаний (геометрия, география, информатика и др.), но также гуманитарных и социальных дисциплин. Использование визуализации при проведении лекций с использованием презентаций позволяет повысить качество обучения студентов, а также их познавательный интерес и мотивацию к изучению наук о человеке и обществе.
Литература:
- Асалиев А. М., Васякин Б. С. Развитие практической составляющей в профессиональной подготовке кадров для современной экономики России (на примере РЭУ имени Г.В, Плеханова) // Экономика устойчивого развития. 2014. № 3 (19). С. 9–12.
- Бьюзен Т. 10 способов развить креативность. Минск: Попури. 2010. 160 с.
- Бьюзен Т. Супермышление. Минск: Попурри. 2007. 320 с.
- Гаврилова Т. А., Кудрявцев Д. В., Лещева И. А., Павлов Я. Ю. Об одном методе классификации визуальных моделей // Бизнес-информатика. 2013. № 4 (26). С. 21- 34.
- Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. 2014. № 11.
- Магалашвили В. В., Бодров В. Н. Ориентированная на цели визуализация знаний // Образовательные технологии и общество. Т. 11. 2008. № 1.
- Нефедьева К. В. Инфографика — визуализация // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 197. 2013.
- Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы и развитие. Коллективная монография // Общ. ред. Васякин Б. С., Бережная М. С. М.: Научный проект РЭУ. 2015. 208 с.
- Шубина И. В. Инновационно-педагогическая деятельность в высшем образовании // Право и образование. 2014. № 12. С.78–85
- Шубина И. В. Деятельностный подход в формировании специалиста высшей школы // Право и образование. 2012. № 10. С.45–50.