Глобальной тенденцией мирового хозяйственного развития выступает стремительный переход к обществу инновационного типа с характерными для него чертами экономики, базирующейся на производстве и использовании знаний; интенсификации производства и ускорении темпов обновления продукции, активном использовании быстро генерируемых научно-технических достижений.
Главной фигурой общественного развития становится креативная личность с высоким уровнем энергетики, яркой индивидуальностью, изобретательностью, рационализацией, созидательностью, постоянным стремлением к преобразованиям и совершенствованию окружающей реальности [5], [9].
Именно профессионалы с ярко выраженной креативно-творческой составляющей и системой обеспечивающих умений и навыков эффективного обучения, организации интенсивной интеллектуальной деятельности; освоения новых техник генерирования идей и знаний; умений непрерывного изучения новейших методик и приемов уже сейчас определяют успешность и эффективность различных производств, организаций, судьбу отдельных территорий и даже государств. Креативность становится ценнейшим интеллектуальным капиталом любого общества, закладывая стратегический фундамент в его последующее развитие практически во всех сферах.
Молодежь является одним из важнейших субъектов-носителей инновационного и креативного потенциала на длительную перспективу реализации преобразований общества и требует самого пристального внимания со стороны всех общественных институтов как воспитателей нового поколения инновационного типа.
Главным социальным институтом, призванным незамедлительно решать задачу формирования креативного поколения молодых преобразователей мира, выступает система высшего образования, закладывающая в будущих специалистах основные знания, умения, навыки и компетенции.
Преодолевая недостатки закостенелой традиционности и неповоротливости, отходя от устаревающих подходов, технологий, форм и средств обучения, вузовское образование постепенно преобразуется в инновационно-ориентированное — образование с инновационной динамикой, постоянной обновляемой знаниевой платформой, образование, направленное на активизацию и полноценную реализацию креативного и творческого потенциала каждого обучающегося [10].
В обновляющейся системе образования появляются и мощно заявляют о себе новые образовательные технологии, полноценно используются возможности интерактивного и активного обучения, набирают силу специализированные информационные платформы и образовательные сервизы.
Креативно ориентированная среда вуза насыщается множественностью образовательно-воспитательных идей, концепций, подходов, направлений постоянного инновирования и преобразования всех ее субъект-субъектных, процессуальных, технологических и иных составляющих. Геймификация вузовского образования является несомненным плюсом в мотивационном привлечении нынешнего поколения к реалиям будущей профессии, погружении через привычные им игровые технологии в систему учебных целей, задач, проблем, проектов, формирование ценностей профессиональной реализации и развития личности профессионала через специально выстроенную игровую реальность [8].
В данной работе нам бы хотелось представить авторский игровой проект студенческого Интернет-фестиваля «Поколение.RU в Брянске» (авторы-разработчики Злобина С. Н., Елисеева Е. В., Киютина И. И.), зарекомендовавший себя длительной историей существования и множественностью достигаемых педагогических эффектов [3].
В своей основе этот проект опирается на использование фестивального движения, которое все в большей мере охватывает различные проявления студенческого творчества — от самодеятельности до серьезной студенческой науки. «Родившись» как «массовое праздненство, показ (смотр) достижений» различных видов искусств (большой энциклопедический словарь, словарь русского языка С. И. Ожегова, толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова), фестиваль постепенно стал трансформироваться в качестве одной из разновидностей в серьезное образовательное и научное мероприятие высокой степени публичности и массовости (фестивали науки, фестивали студенческих проектов, молодежные, студенческие фестивали, межвузовские фестивали и т. д.) [11].
Педагогическая привлекательность фестиваля заложена в его сущностных компонентах — игровой природе, праздничности, подчиненности единой концепции и тематике, регламентированности и правилах поведения участников, состязательности, множественности используемых демонстрационных форм, многофункциональности как коммуникационного, учебно-методического и исследовательского центра [9].
Эпоха автоматизации внесла дополнительные возможности реализации вузовских фестивалей с помощью сетевых технологий, где реализуется иной масштаб встреч участников, используются более мощные платформенные возможности презентации достигнутых результатов, осуществляется оперативное взаимодействие по многим вопросам [8].
Разрабатываемый нами игровой проект студенческий Интернет-фестиваль «Поколение.RU в Брянске» представляет собой комплексную образовательную, инновационную технологию, которая:
включает в себя достижения современной педагогической теории и практики профессионального обучения;
опирается на реализацию общих идей, сближающих научный и практический опыт профессиональной деятельности;
ориентирована на формирование целостного и адекватного образа будущей профессии, актуализацию получаемых знаний в условиях моделирования проблемных ситуаций и решения практических задач;
активно использует технологии, связанные с принятием решений, интенсификацией коллективной и организационно-управленческой деятельности;
ставит в качестве ключевой задачи разработку на основе технологий конструирования и проектирования творческих проектов, позволяющих в общем виде создавать действенные механизмы решения актуальных профессиональных и общественных проблем [2].
Молодежный студенческий Интернет-фестиваль «Поколение.RU в Брянске» существует уже 12 лет и проводится на базе Брянского государственного университета при активной поддержке региональных вузов (БГТУ, БГСХА, БГИТА), Московского государственного университета экономики, статистики и информации (Институт Права и гуманитарного образования, координатор проекта от МЭСИ Глушач Н. Н.), Московского университета МВД России, Московского государственного социального университета, вузов Украины и Белоруссии. За эти годы в проекте приняли участие более 1500 человек.
Фестиваль как комплексный образовательный Интернет-проект имеет свою организационную структуру, выделенные должности и официальные командные роли, программу мероприятий и действий, определенный мониторинг достижений.
Система целей, задач, организационно-педагогических механизмов реализации Интернет-фестиваля позволяет выстраивать его как своеобразную виртуальную игровую площадку подготовки молодежи к разработке научных идей, концепций и проектов.
Общая цель фестиваля: развитие научно-исследовательского потенциала студенческой молодежи в условиях вузовского образования на основе эффективного использования комплексной инновационной педагогической технологии — студенческого Интернет-фестиваля. В качестве одной из актуальных тем в 2014 году была выбрана информационная культура как условие повышения личностного и профессионального успеха студенческой молодежи.
Интернет-фестиваль «Поколение.RU в Брянске» существует как большая творческая, виртуальная лаборатория студентов, объединенных в команды, которые работают как креативные исследователи и новаторы в рамках задаваемой тематики фестиваля, определенных научно-практических мероприятий и заданий. В ходе работы Интернет-фестиваля самостоятельная творческая работа студентов организовывается и координируется в рамках технологии дистанционного, электронного обучения, он-лайн обучения и консультирования, технологии проектной деятельности, использования всех возможностей ИКТ-технологий, опоры на активные и интерактивные методы обучения. Основной площадкой работы Интернет-фестиваля является специализированный портал, где находят отражение текущие и итоговые результаты работы творческих команд, осуществляется их координирование и руководство.
Интернет-фестиваль «Поколение.RU в Брянске превращает масштабное фестивальное мероприятие в системный игровой комплекс инициирования и продвижения научных проектов, виртуальную творческую лабораторию со множеством образовательных, воспитательных и профессиональных эффектов. Как важные результирующие Интернет-фестиваля были созданы концепции вовлечения студенческой молодежи в общественную, социально-экономическую и научную жизнь информационно-коммуникационными средствами (3 концепции). Была сформирована концепция Интернет-фестиваля как комплексной игровой, образовательной технологии с высокой вариативностью и модульностью в зависимости от задаваемых целевых параметров. Интернет-фестиваль может бесконечно модифицироваться, менять структуру, систему мероприятий, технологии реализации и т. д.
В рамках Интернет-фестиваля разработан специализированый учебно-методический комплекс «Интернет-фестиваль», включающий в себя:
авторскую концепцию студенческого Интернет-фестиваля, технологию создания проектов различной специфики и профиля;
банк мультимедийных социальных, социально-экономических проектов, инновационных, научных и образовательных проектов (более 130 проектов);
технологию проведения рекламных и PR-компаний в рамках проекта (пресс-конференции, теледебаты, митинги, агитационные материалы, флэш-мобы и т. д.);
структуру организации, содержательные и процессуальные компоненты, социологические исследования в рамках Интернет-фестиваля;
психологическое сопровождение (комплекс валидных психодиагностических методик, тренингов: релаксационного, развития лидерских качеств, принятия решений, коммуникативных умений, командообразования; организация индивидуальной и групповой рефлексии, элементов психологического консультирования) [1];
культурно-массовые мероприятия фестиваля (различные варианты сценариев: общие программы сопровождения Интернет-фестиваля, связанные с его открытием, презентацией команд, закрытием фестиваля, сценарии мероприятий «Молодежь против фашизма в Интернете», «Встреча поколений», «Интернет — путь в никуда или дорога в будущее?» и т. д.);
технология информационного сопровождения Интернет-фестиваля, комплекс видео и фотоматериалов Интернет-фестиваля (за 12 лет), мультимедийной рекламной продукции (более 60 рекламных роликов), представленных на электронных носителях, сайт и портал фестиваля, web-сайтов (10) и web-страниц (50) команд.
Была создана система интенсивной информационной поддержки Интернет-фестиваля через основные носители — web-страницы и сайты команд, сайт и портал Интернет-фестиваля, социальные сети, YouTube, электронные средства массовой информации [7].
Пересмотрены и разработаны учебные программы и дидактические комплексы других дисциплин, обеспечивающих методическую поддержку Интернет-фестиваля. Был создан абсолютно авторский курс, ориентированный на подготовку студентов к Интернет-фестивалю «Использование Интернет-технологий в социально-экономической сфере» [6].
Интернет-фестиваль позволил создать обширную эмпирическую базу данных социологических и психолого-педагогических исследований процесса и результатов Интернет-фестиваля (данные более 1500 респондентов).
Фестиваль позволил разработать комплекс теоретических научно-методических материалов, полученных в ходе подготовки и проведения Интернет-фестиваля (монографии, учебные пособия, научные публикации). Традиционным для фестиваля со стороны организаторов является публикация учебно-методического пособия «Рабочая книга участника студенческого Интернет-фестиваля «Поколение.RU в Брянске», научных статей преподавателей по различным направлениям Интернет-фестиваля
Интернет-фестиваль позволил подготовить высококвалифицированный кадровый резерв фестиваля — организаторов, игротехников, экспертов, участников и лидеров команд как носителей ценного ситуационного опыта научно-методической организации Интернет-фестиваля. В качестве конкретных информационных продуктов в рамках научного проектирования командами были созданы собственные сайты, ориентированные на продвижение инновационных идей современной молодежи.
Итоговые исследования показывают, что Интернет-фестиваль позволяет раскрыть возможности студентов — будущих специалистов в различных профессиональных сферах (экономической, управленческой, организационной, информационной); способствует повышению мотивации учебной и будущей профессиональной деятельности; развитию профессионального мышления будущих специалистов; формированию ценного профессионального и социального опыта; обучает оптимальному овладению новыми технологиями организации профессиональной деятельности. Кроме того, накапливается ценный образовательный и организационный опыт создания и развития студенческих научных инкубаторов, научных студенческих сообществ, объединений, виртуальных научных лабораторий [1].
Интернет-фестиваль может быть успешно транслирован в систему вузовского обучения на любом уровне — локально-вузовском, межвузовском, российском, международном. Перспективы использования Интернет-фестиваля представленного нами формата в системе вузовского обучения обширны и значительны. И множественная результативность этой комплексной игровой технологии подтверждает правильность выбранного пути инновационных преобразований российского вузовского образования, наличие огромного преобразующе-созидающего потенциала отечественного образования.
Литература:
- Глушач Н. Н., Синицына С. Ю., Организованность группы как фактор проявления и усиления феномена социальной фасилитации// Ценности и интересы современного общества: Общество, право, человек. — М.: изд-во МЭСИ, 2014 — С. 208–213
- Елисеева Е. В., Злобина С. Н. Социальное проектирование на студенческом Интернет-фестивале «Поколение.Ru в Брянске» /Информационные технологии в образовании: Сборник трудов участников XIV Международной конференции-выставки ИТО 2004. — Часть III. — М.:МИФИ, 2004. — С.188–190.
- Елисеева Е. В., Злобина С. Н. Студенческий Интернет-фестиваль «Поколение.RU в Брянске»: новые перспективы развития//XV конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», Сборник трудов участников конференции. Часть III. — М.: МИФИ, 2005. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ito.edu.ru/2005/Moscow/I/2/I-2–5188.html
- Елисеева Е. В., Злобина С. Н., Зятева Л. А., Щерба И. И. развитие творческой самостоятельности студентов в системе вузовского обучения на примере игровой педагогической технологии Студенческого Интернет-фестиваля «Поколение.RU в Брянске»: монография / Е. В. Елисеева, С. Н. Злобина, Л. А. Зятева, И. И. Щерба. Saint-Louis, Missouri, USA: Publishing House Science and Innovation Center. 2015. — 214 c.
- Завражин А. В., Карманов М. В., Шубина И. В., Карманов А. М. СМАРТ: содержание и особенности проникновения в современное общество. Монография. М.: МЭСИ, 2015. 247 с.
- Злобина С. Н. Активизация инновационных процессов в системе профессиональной подготовки менеджеров-бакалавров средствами Интернет-технологий// MaterialyVIIMiedzynarodowejnaukowi-praktycznejkonferencji «Perspektywiczneopracowaniasanaukai technikami — 2011» Volume 24. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. — C.42–46.
- Злобина С. Н. Грантрайтинг и фандрайзинг как условие поддержки региональной науки //Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Achievementofhighschool», — 2011. ТОМ 19. Педагогические науки. София. «Бял ГРАД-БГ» OДД, С.18–21.
- Злобина С. Н., Елисеева Е. В. Использование инновационных образовательных технологий в системе вузовского обучения //XVI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании», Сборник трудов участников конференции. Часть III. — М.: МИФИ, 2006. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1–6377.html
- Климов О. М. Фестиваль как фактор развития любительского театрального творчества. Сайт Тамбовского государственного университета им.Г. Р. Державина http://www.tsutmb.ru/festival-kak-faktor-razvitiya-lyubitelskogo-teatralnogo-tvorchestva
- Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1_2.html
- Савзиханова С. Э., Ибрагимова А. Х. Инновационные процессы — путь к успешному развитию предприятий [Текст] / Савзиханова С. Э., Ибрагимова А. Х. //Креативная экономика. — 2011, — № 5. — С. 71–75.