Деятельностный подход основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-то делать, а для этого — узнать, как это надо делать. То есть цель обучения — дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Взгляд на процесс подготовки специалистов в условиях вуза с позиции теории деятельности позволяет по-иному раскрыть особенности организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Содержание образования с точки зрения деятельностного подхода позволяет определить тот факт, что его эффективность зависит не только от содержания обучения и методов его организации, но и в большей степени от того, удастся ли в ходе учебы сформировать у студента адекватную предстоящей профессии мотивацию. Более того, содержание обучения и методика должны быть подчинены этой центральной задаче, поскольку в противном случае мы получим человека с дипломом, не собирающегося работать по специальности, в нем записанной [4], [5].
Технология деятельностного метода — инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования — с формирующей на развивающую, то есть построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности обучающихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод — перейти от объяснения нового знания к организации «открытия» его обучающимися. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.
Выделяют пять уровней сформированности профессиональных педагогических умений. За основание в данной классификации взято оперирование знанием. Причем, каждый новый уровень деятельности включает в себя предыдущий, и вместе с тем, характеризуется качественным изменением в структуре знаний и умений педагога. В основе каждого из уровней лежат разные уровни алгоритмов, системы действий, получения информации, ее переработки и в соответствии с ней изменения своего поведения, принятия новых решений. Можно предположить, что у части педагогов эти алгоритмы формируются в виде очень жестких и консервативных правил, не позволяющих им сделать новый шаг, подняться на более высокий творческий уровень деятельности.
- Репродуктивный уровень деятельности характеризуется тем, что человек может сообщать другим знания, которыми владеет сам. Это знание может быть более или менее глубоким. Но даже очень глубокое знание в какой-либо области еще не является признаком педагогической квалификации, так как оно может быть свойственно людям, не связанным с педагогическим процессом, или людям, которые, несмотря на великолепное знание предмета, не умеют учить других. Они могут выполнять функцию, успешно заменяемую техническими средствами: телевидение, компьютер, мультимедийные средства.
- Адаптивный уровень — новый уровень знаний и умений, включающий в себя не только знания предмета, но и знание особенностей его восприятия, понимания, усвоения теми, на кого направлено преподавание.
- Локально-моделирующий уровень педагогической деятельности характеризуется тем, что педагог умеет не только передавать знания и трансформировать их применительно к аудитории.
- Системно-моделирующий уровень деятельности характеризуется тем, что педагог, раскрывая перед учащимися ту или иную тему, учитывает всю систему знаний учащихся: на какие знания, ранее усвоенные, он может опереться.
- Системно-моделирующий уровень поведения означает — осознание конечной цели, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно формировать.
Творчество в педагогической деятельности возможно, только начиная со второго уровня педагогической деятельности. Его функции и требования особенно возрастают на пятом уровне овладения педагогическим мастерством.
Для педагога это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий.
Многие инновации, в особенности в гуманитарном образовании, сегодня связаны с активным применением новых технологий — интерактивных методов обучения. Само понятие «интерактивный» происходит от английских слов «inter» (взаимный) и «act» (действовать), что означает «взаимодействие». Этот подход в образовании является как бы антиподом пассивного обучения, когда знания обучающимся передаются преподавателями в форме лекций, в виде готовых теорий и решений. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать, т. е. вести диалог, вырабатывать совместные решения, умение работать в группе. Для высшей школы интерактивность обучения способствует выработке у студентов навыков критически анализировать и ранжировать информацию, отстаивать свою точку зрения, эффективно общаться, легче усваивать программный материал. С развитием информационно-коммуникационных технологий интерактивность включает в себя и различные технические возможности обучения [1], [6], [7, с.56].
Выделяют три уровня взаимодействия в процессе изучения гуманитарных дисциплин: 1. Индивидуальное взаимодействие студента с материалом. 2. Взаимодействие студента с преподавателем. 3.Взаимодействие между студентами.
К индивидуальному взаимодействию относят дифференцированные задания, интеллектуальные игры, портфолио, реферирование, индивидуальные проекты, исследовательские задания, творческие работы и др. [1].
Для взаимодействия группы студентов с преподавателем используются современные средства: интерактивные доски, демонстрационные эксперименты, схемы, макеты и т. д. К используемым при этом технологиям относят круглые столы, игровые формы занятий, «мозговой штурм» и др.
Взаимодействие между студентами в процессе изучения гуманитарных дисциплин может проходить в виде имитационных ролевых и деловых игр, групповых проектов, дебатов по корпоративным группам и т. д.
За рубежом интерактивные методы в образовании стали использовать в 70–80-х гг. XX века. В настоящее время к ним относятся компьютерные обучающие игры, тренинги, учебные групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) и др.
В 2013 г. был опубликован отчет NMC Horizon Report 2013 Higher Education Edition., в котором были выделены новые технологии, которые окажут влияние на образование на протяжении следующих пяти лет. Это облачные вычисления, мобильное обучение, обучающий анализ, открытый контент, 3D-печать, массовые открытые онлайн-курсы, виртуальные и удаленные лаборатории, игры, планшетные компьютеры и др. В основу отчета были положены экспертные мнения 750 специалистов из колледжей и университетов почти 40 стран [8].
Данный проект предсказывает временные рамки для внедрения этих технологий в систему гуманитарного образования и представляет внушительный список организаций и частных лиц, которые уже используют их в каждой дисциплине. Указаны также технологии, которые станут основными в краткосрочном (1–2 года), среднесрочном (3–4 года) и долгосрочном (4–5 лет) периодах.
В сфере высшего образования, согласно опубликованному отчету, в краткосрочном периоде станут широко распространены массовые открытые онлайн-курсы (МООК).
Термин был введенв 2008 году для описания моделиоткрытыхонлайн-курсов, разработанных канадскими ученымиСтивеномДаунсоми Джорджем Сименсом. С 2011 года начался рост объема и разнообразияинициативМООК в институтах и компаниях. В результате концепцияМООК была распространена для обозначенияпочти всех курсов, предлагаемых массово, бесплатно и онлайн [1].
В сентябре 2011 года при Стэнфордском университете была продемонстрирована возможность ведения таких курсов принизкой стоимости и большом объеме дистанционного образования. Курсыпривлекли более100 тыс. студентов каждыйи были основаны на обычномформатезаписанныхлекций, заметок и заданий, которые ранее былиразмещены через систему управления обучениемдля студентовкампуса.В начале 2012 г. академиками Стэндфордского университета Daphne Koller и Andrew Ngбыла создана платформа Coursera в качестве независимойтехнологиинекоммерческих курсов, предлагаемых партнерами учреждения. Сейчас эта платформа объединяет 69 университетов. Более 300 курсов распределены по предметам: компьютерные науки, биология, гуманитарные науки, экономика и финансы, бизнес и менеджмент и т. д. На март 2013 г. на курсах было зарегистрировано более 3 миллионов обучающихся. По окончании курсов выдаются сертификатыCoursera, предусмотрены и очныеэкзаменыв партнерстве с PearsonVUE. Такжеразвиваются методы онлайн проверки и оценки [7, с.196].
По данным на январь 2014 г. на платформе Coursera проходили обучение 42,8 % бакалавров, 36,7 % магистров, 11 % старшеклассников, 8,2 % выпускников колледжей и 5,4 % — имеющих научную степень.
После экспериментов в Стэнфорде некоторые учебные учреждения приступили к разработке подходов на основе формата видео-лекций. Массачусетский технологический институт (МТИ) запустил свою платформу MITx осенью 2011 года. Впоследствии она была включена в EDX, бесприбыльную платформу совместной собственности Массачусетского технологического института и Гарвардского университета. Сейчас платформа объединяет 12 институтов и университетов (МТИ, Гарвард, Беркли и др.), на ней предложено 33 курса по гуманитарным и социальным наукам, физике и естественным наукам, компьютерным, юридическим и медицинским наукам. На этой платформе акцент сделан на более высоком рейтинге и высокой интенсивности курсов под управлением совета при МТИ и Гарварде. Кроме того, учреждениям предоставлено право разработки курсов за пределами ядра бренда EDX. Платформа имеет большой общественный акцент на инновации в обучении и на интеграцию курсов в практику кампуса. Как и в Coursera, выдается сертификат об окончании курсов и устраиваются очные экзамены.
Кроме того, естьнезависимыенекоммерческие инициативы, такие какUdacity, созданная Себастьяном Труном. Эта платформа насчитывает 22 курса, посвященных компьютерным наукам и связанным с ними областям. Она работаетс отдельнымиученымии в сотрудничестве с технологическими фирмами, в том числе Googleи Microsoft. Инновационный интерфейсдля курсов включает в себявзаимодействие междувидео и упражнениями. Но на ней введена многоуровневаясистема обучения, состоящая из начинающего,среднего и продвинутогокурсов. На курсах занимается свыше 750 тыс. студентов [7, с.56].
Еще одна платформа — Futurelearn — создана Открытым университетом в Великобритании в 2013 г. и имеет партнерские отношения с 21 университетом. Другими крупными партнерами этой платформы являются Британская библиотека, Британский Совети Британский музей,которые будут предоставлять доступ к их уникальнымэлектронным ресурсами курсам. Futurelearnстремится сделать обучение интересным и увлекательными позволяет заинтересованным слушателям обучаться, когда и гдеудобно [1], [2, с.41].
Большиепровайдеры, включающиеCoursera, EDX, Udacity,насчитывают сотнитысячзарегистрированных студентов. Массовые открытые онлайн-курсы помогают получить образование бесплатно. Это один из способов дистанционного обучения с возможностью онлайн-общения с преподавателями, прослушивания курса лекций, сдачи экзаменов онлайн. В США в настоящее время более 6 миллионовстудентов обучаются, по крайней мере, на одном онлайн-курсе. Они составляют почтитреть всех обучающихся.
МООКразрабатываются независимо друг от друга учеными или создаются в рамкахдоговорных соглашениймежду высшими учебными заведениями и стороннимионлайн-площадками. Ониобеспечивают студентам доступ к высококачественномусодержанию учебных программ, а также дают возможность ученымвзаимодействовать с гораздо более широкой аудиторией. Как правило, такие курсы подходят дляболее продвинутых обучающихся, которым требуется меньшаяакадемическаяподдержка для изучения курсови материалов.Тем не менее,практика таких открытых курсов быстро развивается, что улучшает их качество и учитывает опытдля студентовна разных уровнях.Курсы, как правило,автономны, студенты могутполучить сертификат об окончании и могут иметьэкспертизу его подтвержденияза отдельную плату.
МООК объединяет вместе связь с социальными сетями, содействие признанных экспертов в исследуемой области и сбор свободно доступных интернет-ресурсов. Но что еще более важно, эти открытые курсы основываются на активности от нескольких сотен до нескольких тысяч «студентов», которые сами организуют свое участие в соответствии с целями обучения, предшествующими знаниями и навыками и общими интересами. Как правило, для участия в таких открытых курсах нет никаких денежных взносов, кроме доступа в Интернет.
Научные учреждения и исследовательские объединения в США и Европе помогают стимулировать развитие Интернета и развивают научное обоснование принципов World Wide Web. Академические журналы уже оцифровываются с конца 20-го века, а в высших учебных заведениях работают сети, которые занимаются с десятками тысяч уникальных пользователей, часто работающих удаленно и использующих свои собственные устройства. Почти все учреждения имеют системы для оперативного управления обучением по гуманитарным дисциплинам, которые позволяют студентам получить доступ к их учебным материалам, таким как чтение текстов и просмотр видео лекций, в их свободное время и использовать множество других технологий для занятий [1], [6].
Массовость и бесплатность курсов приводит к тому, что общее количество студентов, завершивших курс,может достичь 20 %. Для большинства курсов этот показатель составляет менее10 %.
Технологии МООК совершенствуются, чтобы привлечь новых слушателей и повысить процент окончивших курсы. Некоторыеэкспериментыориентированына смешиваниионлайн и физическихклассов. Например, некоторыеМООКработают вместе с обычнымикампусами, и для студентовкампуса открывается доступ к ресурсам и заданиям,освобождая времядляобсуждения в классах и решения проблем.Другой пример — на курсе Modern and Contemporary American Poetry (под руководством профессора Аль Филрисуниверситета Пенсильвания) записывалисьобсуждения, состоявшиесяв специализированных учебных аудиториях, и выкладывались в интернет, чтобы дать студентам возможность видеть текстили задания, которые обсуждались студентами и академиками [3, с.26].
Таким образом, МООК предоставляют студентам возможность активной работы с преподавателем и друг с другом, проводя различные вебинары и конференции, вовлекая обучающихся в активный диалог и стараясь по максимуму воссоздать картину реальной учебы. Такой способ обучения считается наиболее эффективным, так как общение с преподавателями и другими студентами способствует качественному усвоению учебного материала.
Литература:
- Завражин А. В., Карманов М. В., Шубина И. В., Карманов А. М. СМАРТ: содержание и особенности проникновения в современное общество. Монография. М.: МЭСИ, 2015. 247 с.
- Мамедова Т. Н. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в образовании // Университетские чтения: сб.научных трудов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013.
- Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2012.
- Шубина И. В. Инновационно-педагогическая деятельность в высшем образовании // Право и образование. 2014. № 12. С.78–85
- Шубина И. В. Деятельностный подход в формировании специалиста высшей школы // Право и образование. 2012. № 10. С.45–50.
- Шубина И. В. Дистанционная среда образования. Монография. М.: ГОУ ВПО «РЭУ им.Г. В. Плеханова», 2011. 78 с.
- Nguyen L., Barton S. M., Nguyen L. T. iPads in higher education—Hype and hope // British Journal of Educational Technology. Vol 46. No 1. 2015. P. 190–203.
- NMC Horizon Report 2013Higher Education Edition http://www.nmc.org/pdf/2013-horizon-report.