Деловая игра ввоспитательном пространстве образовательной среды вуза
Шафеева Наиля Джафаровна, кандидат педагогических наук, доцент
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Процесс подготовки будущих специалистов, в настоящее время, зависит не только от общего уровня профессиональной подготовки специалистов, но и от личностного развития, выражающееся в формировании ценностного отношения к результатам своей деятельности, культуры профессиональной деятельности. Источником личностного, профессионального и социального развития студентов становится воспитательное пространство в образовательной среде вуза.
Исходя из подходов отечественной педагогики (С. Т. Щацкий, А. С. Макаренко, П. П. Блонский) о взаимодействии личности и среды, объектом воздействия педагогов должна стать образовательная среда вуза, предметы, люди, межличностные отношения с целью саморазвития, удовлетворения и развития потребности в самоактуализации молодежи.
Как объект научного исследования «образовательная среда» активно разрабатывается на протяжении длительного времени.
Теоретической основой исследования образовательной среды послужили педагогические концепции влияния среды на становление и развитие личности (Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, М. В. Крупенина, Е. Н. Сорочинская, С. Т. Шацкий и др.).
Как предмет педагогического исследования «образовательная среда» (М. Я. Басов, В. М. Басова, В. Г. Бочарова, Б. М. Бим-Бад, Р. Б. Вендровская, О. С. Газман, Д. Дьюи, З. А. Галагузова, Л. И. Новикова, В. А. Петровский, З. М. М. Скаткин, В. И. Слободчиков, Ф. А. Фрадкина, И. Д. Фрумина, Н. Е. Щуркова и др.) характеризуется как:
– средство образования;
– средство воспитания и социализации личности учащегося;
– средство управления процессом социального становления личности ребенка;
– условие функционирования гуманистически-ориентированной педагогической системы.
Современные исследователи образовательной среды выделяют различные структурные компоненты.
Модель образовательной среды, разработанная В. А. Ясвиным, включает три структурных компонента:
– помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т. п. — пространственно-предметный компонент;
– характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (отношение сотрудничества студентов и педагогов, развитие коммуникаций и т. д.) — социальный компонент;
– содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса — психодидактический компонент.
Модель должна быть способной обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (обучающихся и педагогов) [5].
Структурные компоненты образовательной среды, которые выделяют Ю. Кулюткин и С. Тарасов, выглядят следующим образом:
содержательно-методический компонент:
а) концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные
программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.;
б) формы организации занятий (лекции, семинары, дискуссии, конференции)
в) методы организации образования (структуры самоуправления исследовательские общества и др.);
коммуникационно-организационный компонент:
а) особенности субъектов образовательной среды (распределение
статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т. п.);
б) коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность субъектов образования, степень скученности и др.);
в) организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей и студентов, инициативных групп и др.);
пространственно-семантический компонент:
а) организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
б) символическое пространство (различные символы: герб, гимн, традиции и др.) [2].
Шапран Ю. П., Шапран О. И. дифференцируют образовательную среду:
– по внедрению нововведений (традиционная и творческо-инновационная);
– по видам деятельности (игровая, учебная, профессиональная, коммуникативная);
– по особенностям окружения (природная, социальная, информационно-образовательная, виртуальная);
– по специфике воздействия на личность (здоровьесберегающая, развивающая, воспитательная и рефлексивная) [4].
Несмотря на различные подходы к типологии и структурным компонентам образовательной среды основной задачей остается успешная самореализация личности в период обучения и после окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда [1].
При реализации этой задачи одним их самых важных направлений деятельности остается воспитательная функция образования, которая реализуется не только в учебном процессе, но и во внеаудиторной работе, в различных видах деятельности, в т. ч. в управлении и самоуправлении вузом.
При этом могут использоваться различные технологии, организация игровой деятельности как социально значимой деятельности, имитирующей модель управления вуза студентами.
В процессе игровой деятельности студенты получают навыки и опыт принятия решений, приближающихся к управленческой действительности и практике.
Совместная деятельность студентов и администрации, в процессе деловой игры решает и выявляет различные проблемные ситуации.
Деловой игрой можно рассматривать такие формы работы как создаваемые в современных вузах «Ректораты дублёров», формируемые из числа студенческого актива вуза, на основе общности их интересов и для реализации молодёжных инициатив.
Ректорат дублёров создается с целью эффективного участия актива студентов в формировании системы разносторонней подготовки молодых кадров, выработке у студентов активной жизненной позиции в вопросах учёбы, общественной жизни вуза, культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы путём их включения в различные сферы жизни вуза.
Вопросы, решаемые в ходе совместных заседаний ректората университета и ректората дублеров, касаются различных спектров работы университета в части, касающихся жизни и деятельности студентов. Это могут быть вопросы посещаемости студентов, итогов экзаменационной сессии, принятие кодекса студентов, принятие различных положений (например, Положений об именных стипендиях).
Данная деятельность в деловой игре способствует:
– выработке управленческих решений в различных сферах образовательной и воспитательной деятельности;
– приобретению навыков в разрешении трудовых споров и конфликтных ситуаций;
– выработке навыков в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в игре;
– получению коммуникативных навыков;
– формированию активной гражданской и жизненной позиции [1];
– раскрытию личностного потенциала;
– навыков работы в коллективе, развитию чувства взаимопомощи.
В деловой игре, студенты воссоздают профессиональные ситуации, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения.
Литература:
- Гладилина И. П., Королева Г. М., Шафеева Н. Д. Гражданско-правовое воспитание студенческой молодежи: в помощь куратору учебной группы. Методическое пособие для кураторов учебных групп. М., 2010. 76 с.
- Кулюткин Ю. А., Тарасов С. М. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/gurnal/n1_01/obraz_sreda.html (дата обращения: 23.03.2016).
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000. 450 с.
- Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 881–885.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /Моск. гор.психол.- пед.ин-т. Школа «Новое образование». 2-е изд.. М.: Смысл. 2001. 366 с.