Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 3168 раз

Библиографическое описание:

Приказчикова, С. В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы / С. В. Приказчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28137/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ведущая идея: поддержка разнообразия детей и детства. Нужно перебрать 10 миллиардов людей, чтобы найти похожего.

Разнообразие детей — возраст, психофизиологические особенности, темп и направленность развития, интересы… Разнообразие детства -социокультурные и финансово-экономические условия жизни, ментальность ближайшего окружения в едином образовательном пространстве.

Возраст ребенка, уровень владения речью играет роль только для формы участия, но не для участия как такового.

Участие в Детском совете возможно для детей любого возраста. Дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям и действиям других. Культура участия (соучастия) может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой.

Задачи детского совета

Создать эмоциональный настрой на весь день — «задать тон». Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Развивать эмпатию. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично. Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. Разработать план действий. Учить детей делать осознанный ответственный выбор. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Дошкольные организации — место, где в социально-безопасной, коммуникативно-насыщенной среде сверстников и профессионально подготовленных взрослых каждый ребенок может учиться: участию в обсуждении и принятии решений, инициированию дел и действий, значимых для себя и других, управлению своей активностью, кооперации, рефлексии, ответственности за себя и других и др. В целом — жизнетворчеству.

Ориентация на достижения детей.

Если воспитатели отмечают, что какая-либо часть детей их группы демонстрирует достижения (опережающее развитие) коммуникативной компетентности (равно как и любой другой), то не предоставлять детям возможность высказываться (выбирать, самоорганизовываться, кооперироваться, самостоятельно пользоваться различными источниками информации) — означает по меньшей мере не использовать их потенциал или вовсе тормозить их развитие.

Структура детского совета…

Единственно верной структуры НЕТ. Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Что есть?

Приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки). Игра (инвариант: тренинг, пение, слушание). Обмен новостями. Планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности). Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня). Задачи развития детей. Правила, принятые в субкультуре группы. Право принимать / не принимать участие в общем деле.

Длительность проведения детского совета.

В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.

Приветствия (комплименты, подарки и пр.)

Прежде чем включать эту часть в структуру детского совета, стоит сделать анализ ситуации. Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе». Особое внимание может быть уделено тому ребенку (детям), который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем снова с нами. Мы очень ждали тебя»).

Обмен новостями или философствование с детьми.

Обмен новостями во время детского совета — место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

Новости: не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих новостей»), не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»). Новости принимаются как факт.

Как помочь ребенку заговорить.

Как правило, проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры в приемлемых рамках. Внимание к повседневным разговорам (наблюдения). Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице). «Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком). Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка. Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»? Нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует торопить и торопиться.

Игра (пение, чтение/слушание, элементы тренинга).

Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не учебно-тренировочных действий. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности.

Выбор темы проекта, образовательного события. Планирование.

Планирование — одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Ориентация на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей, культуросообразность, потенциал местного сообщества. Баланс инициатив взрослых и детей. Интеракция как условие планирования.

Первое направление — выбор темы образовательного проекта (события, акции). Второе направление — разработка плана проекта, плана образовательного события). Третье направление — планирование дел и действий на текущий день. Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию — мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая. Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность. И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы. Иногда дети р. в. и, безусловно, трехлетки понимают, что взрослые записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят, если будут это делать вместе с ними постоянно. У педагогов накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей — умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу.

Выбор.

Предоставление права выбора — это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора — естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в дошкольной организации. Взрослый* (воспитатель, специалист, кто-то из родителей воспитанников) направляет выбор детей лишь тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы. Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр искусства, а послезавтра — центр движения. Выбор — это не награда, которая выдается детям после окончания «настоящей (учебной) работы». Выбор — это добровольно принятая ответственность, добровольное ограничение.

Реализация модели обучения на примере культуросообразного поведения взрослых. Каждый день у ребенка должна быть возможность: самостоятельно выбрать дело для себя, включиться в кооперативную деятельность с другими детьми или работать под руководством воспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым).

Подведение итогов, или Что у нас получилось?

Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности. Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в центре искусства или кулинарии (математики, строительства, игры, песка и воды, науки и т. п.). Его основная задача — анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача, не менее важная, но скрытая от детей, — заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.

Роль взрослых.

При ведении детского совета взрослый — модератор. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных замыслов, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Как ресурсная личность, воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создает в группе необходимые условия, помогает детям найти и использовать разнообразные источники информации. Вне зависимости от названия, детский совет — это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы — маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

Основные термины (генерируются автоматически): детский совет, ребенок, взрослый, выбор, действие, обмен новостями, жизнь группы, образовательная работа, образовательное событие, образовательный проект.


Похожие статьи

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

«Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Похожие статьи

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Интеграция как средство формирования экологической культуры студенческой молодежи

«Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Задать вопрос