Театр-игра «Живая сказка» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 03.04.2016

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Скупченко, Ю. В. Театр-игра «Живая сказка» / Ю. В. Скупченко, С. В. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 223-224. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28138/ (дата обращения: 16.11.2024).



Авторы статьи рассматривают совместную с родителями театрализованную деятельность детей-дошкольников, как важное средство развития навыков общения и последующей успешной адаптации в обществе; делятся опытом реализации проекта «Театр-игра «Живая сказка» в условиях дошкольной образовательной организации; рассматривают возможность работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: общение, развитие, взаимодействие, совместная театрализованная деятельность.

Главную роль в развитии системы представлений индивида о самом себе («Я-концепция» ребенка) играет общение с взрослыми. Ребенок познает мир посредством общения с взрослыми и со сверстниками. К сожалению, в современном мире практически нет места живому общению, которое подменяется участием в компьютерных играх, погружением в виртуальный мир, обменом информацией в социальных сетях, как детей, так и взрослых.

Дефицит общения детей и родителей — обычное явление, результаты которого мы, педагоги, наблюдаем ежедневно в детском саду, когда родители каждый день приводят и забирают домой своих детей. В период школьного обучения контакт между родителями и детьми уходит в личное пространство семьи, и педагог уже не имеет возможности увидеть, посоветовать, подсказать. По нашему мнению, именно в дошкольной образовательной организации педагоги могут научить родителей и детей полноценно и продуктивно общаться, ценить общение, для того чтобы минимизировать проблемы в будущем.

Опыт работы в дошкольной образовательной организации позволил нам определить трудности, проблемы в сфере выстраивания взаимоотношений «родители-дети-педагоги», также мы столкнулись с вопросом о социализации в дошкольной организации детей с особенностями в развитии. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. Работая с такими детьми, мы стараемся создать оптимальные условия для их развития, адаптировать их в детском коллективе.

Мы разработали и реализовали нестандартную форму взаимодействия детей и взрослых — проект «Театр-игра «Живая сказка». В основе проекта — создание условий для организации единого пространства развития ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса. Погружение в игру послужило основой разработки нашего проекта. Участники игры — это и дети, и взрослые (персонажи), и взрослые (родители).

Организуя театрализованную деятельность, мы акцентировали внимание на тесном взаимодействии взрослого и ребёнка в ситуации, которая разыгрывается по определённому сценарию.

Вопрос об организации и проведении детских праздников, квестов, другими словами приключение (игровое), во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели, в наше время очень широко разрекламирован и является достаточно хорошим источником доходов для фирм, агентств и т. д. Данный вид мероприятий очень популярен и во взрослой аудитории. Ответ достаточно очевиден: в нашем современном обществе человек настолько активен, что даже во время отдыха мозгу просто необходимо решать какие-то задачи, поэтому очень востребованными становятся квесты — головоломки.

Наш проект «Театр-игра» коренным образом отличается от стандартных анимированных детских праздников.

Во-первых, участниками праздника являются только воспитанники нашего детского сада. Таким образом, у нас есть возможность осуществлять индивидуальный подход, так как на протяжении определённого времени мы работаем с этим ребёнком: знакомы с его характером, темпераментом, с особенностями развития, с семьёй и т. д.

Во-вторых, мы создаём сценарий для конкретного ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности. Активное участие в выборе темы праздника принимают родители, озвучивая предпочтения, увлечения своего ребёнка. Кроме этого, родители обязательно готовят маленькие призы для каждого участника по теме праздника.

В-третьих, в структуру сценария включается этап развивающей изобразительной деятельности: аппликация; лепка (пластилин, тесто); работа с тканью, нитью; конструирование (конструктор, бросовый материал). Также в сценарии предусмотрены элементы ознакомления с окружающим миром: предметное окружение, экологическое воспитание.

В-четвёртых, в сценарий всегда включаются элементы психотерапевтических игр. Мы работаем с цветом: теплый желтый цвет (цвет солнца) — это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый цвет способствует дружелюбному отношению детей друг к другу. Мы работаем с формой: объединяющая сущность круга (контактные объединяющие игры). Мы работаем с пространством: элементы телесно-ориентированной терапии (очень важный элемент при работе с детьми с эмоциональными расстройствами), игры для пространственной ориентировки.

Большое внимание уделяется психологическому выстраиванию сюжета, что включает в себя:

– погружение в сюжет сказки;

– проблемная ситуация (отрицательный герой, соревновательный процесс и т. д.);

– заключительный этап (разрешение проблемной ситуации, конец путешествия и т. д.).

Опыт проведения подобных мероприятий показывает, что тем самым решаются следующие важные задачи:

– создание условий для организации взаимодействия родителей — детей — дошкольной организации, вовлечение родителей в единое развивающее пространство дошкольной организации;

– осуществление художественно-эстетического развития детей;

– возможность работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности и особенности развития (например: расстройства аутистического спектра; нарушения речевого развития; дети с расстройствами коммуникативной сферы). Терапевтический эффект заключается в следующем: преодоление страхов, барьеров в общении, переживание разных по характеру эмоций.

Организация таких праздников играет большую роль в развитии детей. Дети имеют возможность раскрепоститься, проявить актёрские способности, получить опыт выступлений перед обширной аудиторией. Кроме того, такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива в ходе совместной творческой деятельности.

Литература:

  1. Скупченко Ю. В., Демченко С. В. Организация и проведение индивидуальных праздников в детском саду, как форма организации эстетического развития ребёнка. Журнал Преемственность в образовании. 2015.-№ 8.
  2. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-272 с.- (Справочник образования).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольная образовательная организация, родитель, взрослый, детский коллектив, детский сад, дошкольная организация, особенность развития, проблемная ситуация, создание условий.


Ключевые слова

взаимодействие, развитие, общение, совместная театрализованная деятельность., совместная театрализованная деятельность

Похожие статьи

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие детской инициативы в группах с нарушением зрения в рамках лексической темы «Книжкина неделя»

В статье авторы представляют организацию взаимодействия воспитателя и учителя -логопеда с детьми через инициативу при знакомстве с книгой. Рассматривают способы поддержки детской инициативы, через разные виды деятельности.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Похожие статьи

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Применение квест-игр в театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни

Статья рассматривает театр как эффективный инструмент развития и самовыражения детей. Описываются преимущества организации театрализованной деятельности с детьми пятого года жизни, включая развитие творческого мышления, социальных навыков и эмоционал...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Развитие детской инициативы в группах с нарушением зрения в рамках лексической темы «Книжкина неделя»

В статье авторы представляют организацию взаимодействия воспитателя и учителя -логопеда с детьми через инициативу при знакомстве с книгой. Рассматривают способы поддержки детской инициативы, через разные виды деятельности.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

В статье обосновывается целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей, предоставляющей каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля програм...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Задать вопрос