Процедура вхождения ребёнка в социальное пространство сложна и противоречива. С одной стороны, требования социума к тому, какой должна быть личность в прогрессивной социокультурной экономической ситуации, с другой, каков человек есть с собственными совершенствами и изъянами. Также с одной стороны — активное стремление быть общественно нужным, полезным, с другой, что потребности формируются и складываются в социальной деятельности. То есть вследствие этого существенно важно активизировать механизмы индивидуального развития, позволяющие сделать его наиболее продуктивным, обеспечивающим благополучие персоны в общественной деятельности. Начальное образование закладывает основы будущей учебной деятельности и формирования личности. Особенности воспитания и обучения данного этапа заключается в том, что они осуществляются, как правило, одним учителем. Исследования показывают, что социально-психологический климат класса, по сути, полностью определяется учителем и в значительной степени оказывается независимым от особенностей межличностных отношений самих учащихся, от их симпатий и антипатий.
Проведённые исследования развития ученика-лидера Тихомировой Е. И. демонстрируют, что есть различные линии осуществлении данного процесса [1, с. 36]. Одному из них условно дано название «просветительский». Это линия, при которой проистекает целенаправленное информационное обучение учеников начальной школы способам освоения лидерской роли, открывается сущность определения «лидер». В данном случае ребёнок приобретает сведения, получая багаж знаний о способах исполнения лидерской роли. Для этого рекомендуется применять тренинги, время занимательного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь — это Я», «Взглянем на себя со стороны», «Я — лидер» и т. д., практикумы сообразно исследованию индивидуальности ребёнка, способности малыша самореализоваться в роли лидера. Потому что быть успешным ведущим легче, если знаешь содержание работы, инструкции для её организации и способы оценивания, а также персональные особенности.
Вторая линия развития лидерского стремления в ребёнке названа деятельностно-практической. В данном случае ученик самолично подсоединяется к выполнению роли лидера, получая полезный опыт прохождения данной роли. Время от времени подобная линия называется путём проб и ошибок. Третья линия символически названа интегрированной. Она соединяет в себе особую теоретическую подготовку и практическое действие. Есть ещё 1 путь, который позволительно установить как путь подражания эталону, когда на основании воспроизведения образца происходит развитие ребёнка лидера.
Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.
Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней — своеобразного «поля лидерства») стимулирует проявление лидерского потенциала школьников.
В этой связи А. Л. Уманский [2] установил, что конструирование поля лидерства предполагает:
- построение оптимального стиля взаимоотношений в группе в целом и группы с лидером;
- организацию ситуаций жизнедеятельности группы, которые способствуют максимальному проявлению лидерского потенциала у большинства учеников;
- создание в коллективе класса атмосферы сотрудничества, сотворчества (В. И. Андреев);
- позиция педагога — «рядом и впереди» (И. П. Иванов);
- использование вариантов и элементов технологии коллективных творческих дел (КТД) и деловых игр.
Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.
Лидерство как качество личности формируется, развивается и совершенствуется в коллективе. Именно в данной среде закладывается фундамент качеств лидера как личности — желание бескорыстно помогать окружающим, ответственность, трудолюбие, коллективизм и др., которые являются основополагающими лидерства.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены лидерские качества, для оценки которых были приглашены эксперты (учителя начальных классов одной из школ Москвы). Педагоги из 35 возможных качеств лидера младшего школьного возраста выделили 8 наиболее значимых.
Эти данные мы использовали далее для создания бланка методики экспертной оценки, позволяющего оценить каждого учащегося класса по шкале от 1 до 5 по критерию развитости того, или иного лидерского качества. Экспертами в нашем исследовании выступали классные руководители и учителя-предметники экспериментальных классов.
Выбор в пользу педагогов был сделан исходя из социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста, поскольку в начальной школе личность учителя является авторитетом для учащихся. Центром жизни младшего школьника становится система «ребёнок — учитель», определяющая отношения ребёнка к родителям и к сверстникам.
Средний балл для каждого ученика по качествам рассчитывался как среднее арифметическое оценок трёх учителей в классе.
Для определения закона распределения внутри выборок был использован одновыборочный критерий Колмагорова-Смирнова. Результаты показали, что выборки имеют ненормальное распределение. Так, мы определили, что вся наша выборка непараметрическая. Поэтому для оценки различий между группами мы применили критерий Крускала-Уоллиса. Он позволяет выявить различия, когда в каждой выборке не менее трех наблюдений.
Таблица 1
Экспертная оценка уровня развитости лидерских качеств улидеров иаутсайдеров
Лидерские качества |
Лидеры |
Аутсайдеры |
Значимость по Крускалу-Уоллису |
Наличие организаторских навыков |
3,529411765 |
2,476190476 |
0,018 |
Способность выслушать чужое мнение |
4,078431373 |
2,642857143 |
0 |
Способность влиять на поведение окружающих |
3,549019608 |
2,642857143 |
0,049 |
Способность структурировать социальные взаимоотношения |
3,62745098 |
2,333333333 |
0 |
Сильное стремление к ответственности и завершению дела |
4,254901961 |
2,571428571 |
0 |
Стрессоустойчивость |
3,803921569 |
2,666666667 |
0 |
Креативность |
3,470588235 |
2,452380952 |
0,005 |
Справедливость и беспристрастность |
3,980392157 |
2,928571429 |
0 |
Учителя, работающие во 2 «А», 2 «Б» и 2 «Г» классе отметили, что все заявленные качества у оцениваемых лидеров развиты на уровне выше среднего (Таблица 1). Среди лидеров на высоком уровне (4<) развиты качества «Способность выслушать чужое мнение» (4,078431373 из 5) и «Сильное стремление к завершению дела» (4,254901961 из 5).
Качество «Способность влиять на поведение окружающих» по критерию Крускала-Уоллиса является менее значимым по сравнению с остальными.
У аутсайдеров развитие лидерских качеств находится на уровне ниже среднего. Хуже всего у изгоев развито качество «Способность структурировать социальные взаимоотношения» (2,333333333 из 5).
Полученные данные мы использовали в дальнейшем для поиска корреляций между шкалами.
Таблица 2
Исследование взаимосвязи лидерских качеств истатусной позиции вгруппе
Лидерские качества |
Пол |
Деловой лидер |
Эмоциональный лидер |
Наличие организаторских навыков |
-,182 |
,351** |
,236* |
Способность выслушать чужое мнение |
-,354** |
,591** |
,520** |
Способность влиять на поведение окружающих |
-,159 |
,325** |
,214 |
Способность структурировать социальные взаимоотношения |
-,162 |
,515** |
,466** |
Сильное стремление к ответственности и завершению дела |
-,323** |
,565** |
,486** |
Стрессоустойчивость |
-,350** |
,544** |
,536** |
Креативность |
-,235* |
,462** |
,392** |
Справедливость и беспристрастность |
-,116 |
,484** |
,380** |
*p<0,05, **p<0,01
Исходя из результатов исследования взаимосвязи лидерских качеств и статусной позиции в группе (Таблица 2) мы выделили следующие закономерности:
‒ все лидерские качества, которые выбрали эксперты являются значимыми для деловых лидеров;
‒ такие качества как способность выслушать чужое мнение, сильное стремление к ответственности и завершению дела;
‒ стрессоустойчивость и креативность в большей степени являются характеристиками девочек;
‒ для эмоционального лидера в начальной школе способность влиять на поведение окружающих не является значимым лидерским качеством.
Подлинное лидерство — это искусство, в котором от личности требуются огромные эмоциональные, умственные и творческие усилия для того, чтобы стать таким ярким эмоциональным лидером, какие затребованы в каждых конкретных условиях вечно меняющегося мира. Такая личность должна обладать силой и упорством, а также способностью адекватно оценивать прошлое и предвидеть будущее, ясно представлять себе все последствия своих действий. Это — задача непростая. Суть лидерства — суметь принять тот вызов, который жизнь бросает лично тебе, семье, коллективу. Суть лидерства — достойно встретить этот вызов, суметь преодолеть все трудности, учиться, расти и идти вперед.
Таким образом, основная идея большинства форм педагогической активности есть создание условий для развития энергичной деятельностной позиции ребёнка, актуализация роли лидера, формирование лидерского опыта детей в совместно организованной социально значимой деятельности.
Литература:
- Тихомирова Е. И. Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/Е. И. Тихомирова.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
- Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства// Ярославский педагогический вестник. — 2004. — № 3.