Применение метода экспертных оценок для выявления лидерских качеств младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 800 раз

Библиографическое описание:

Бизяева, Н. Д. Применение метода экспертных оценок для выявления лидерских качеств младших школьников / Н. Д. Бизяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28164/ (дата обращения: 16.11.2024).



Процедура вхождения ребёнка в социальное пространство сложна и противоречива. С одной стороны, требования социума к тому, какой должна быть личность в прогрессивной социокультурной экономической ситуации, с другой, каков человек есть с собственными совершенствами и изъянами. Также с одной стороны — активное стремление быть общественно нужным, полезным, с другой, что потребности формируются и складываются в социальной деятельности. То есть вследствие этого существенно важно активизировать механизмы индивидуального развития, позволяющие сделать его наиболее продуктивным, обеспечивающим благополучие персоны в общественной деятельности. Начальное образование закладывает основы будущей учебной деятельности и формирования личности. Особенности воспитания и обучения данного этапа заключается в том, что они осуществляются, как правило, одним учителем. Исследования показывают, что социально-психологический климат класса, по сути, полностью определяется учителем и в значительной степени оказывается независимым от особенностей межличностных отношений самих учащихся, от их симпатий и антипатий.

Проведённые исследования развития ученика-лидера Тихомировой Е. И. демонстрируют, что есть различные линии осуществлении данного процесса [1, с. 36]. Одному из них условно дано название «просветительский». Это линия, при которой проистекает целенаправленное информационное обучение учеников начальной школы способам освоения лидерской роли, открывается сущность определения «лидер». В данном случае ребёнок приобретает сведения, получая багаж знаний о способах исполнения лидерской роли. Для этого рекомендуется применять тренинги, время занимательного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь — это Я», «Взглянем на себя со стороны», «Я — лидер» и т. д., практикумы сообразно исследованию индивидуальности ребёнка, способности малыша самореализоваться в роли лидера. Потому что быть успешным ведущим легче, если знаешь содержание работы, инструкции для её организации и способы оценивания, а также персональные особенности.

Вторая линия развития лидерского стремления в ребёнке названа деятельностно-практической. В данном случае ученик самолично подсоединяется к выполнению роли лидера, получая полезный опыт прохождения данной роли. Время от времени подобная линия называется путём проб и ошибок. Третья линия символически названа интегрированной. Она соединяет в себе особую теоретическую подготовку и практическое действие. Есть ещё 1 путь, который позволительно установить как путь подражания эталону, когда на основании воспроизведения образца происходит развитие ребёнка лидера.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Внутренняя готовность лидера может быть блокирована отсутствием ситуации, позволяющей реализовать эту готовность. Создание педагогами ситуации (внешней и внутренней — своеобразного «поля лидерства») стимулирует проявление лидерского потенциала школьников.

В этой связи А. Л. Уманский [2] установил, что конструирование поля лидерства предполагает:

  1. построение оптимального стиля взаимоотношений в группе в целом и группы с лидером;
  2. организацию ситуаций жизнедеятельности группы, которые способствуют максимальному проявлению лидерского потенциала у большинства учеников;
  3. создание в коллективе класса атмосферы сотрудничества, сотворчества (В. И. Андреев);
  4. позиция педагога — «рядом и впереди» (И. П. Иванов);
  5. использование вариантов и элементов технологии коллективных творческих дел (КТД) и деловых игр.

Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.

Лидерство как качество личности формируется, развивается и совершенствуется в коллективе. Именно в данной среде закладывается фундамент качеств лидера как личности — желание бескорыстно помогать окружающим, ответственность, трудолюбие, коллективизм и др., которые являются основополагающими лидерства.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены лидерские качества, для оценки которых были приглашены эксперты (учителя начальных классов одной из школ Москвы). Педагоги из 35 возможных качеств лидера младшего школьного возраста выделили 8 наиболее значимых.

Эти данные мы использовали далее для создания бланка методики экспертной оценки, позволяющего оценить каждого учащегося класса по шкале от 1 до 5 по критерию развитости того, или иного лидерского качества. Экспертами в нашем исследовании выступали классные руководители и учителя-предметники экспериментальных классов.

Выбор в пользу педагогов был сделан исходя из социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста, поскольку в начальной школе личность учителя является авторитетом для учащихся. Центром жизни младшего школьника становится система «ребёнок — учитель», определяющая отношения ребёнка к родителям и к сверстникам.

Средний балл для каждого ученика по качествам рассчитывался как среднее арифметическое оценок трёх учителей в классе.

Для определения закона распределения внутри выборок был использован одновыборочный критерий Колмагорова-Смирнова. Результаты показали, что выборки имеют ненормальное распределение. Так, мы определили, что вся наша выборка непараметрическая. Поэтому для оценки различий между группами мы применили критерий Крускала-Уоллиса. Он позволяет выявить различия, когда в каждой выборке не менее трех наблюдений.

Таблица 1

Экспертная оценка уровня развитости лидерских качеств улидеров иаутсайдеров

Лидерские качества

Лидеры

Аутсайдеры

Значимость по Крускалу-Уоллису

Наличие организаторских навыков

3,529411765

2,476190476

0,018

Способность выслушать чужое мнение

4,078431373

2,642857143

0

Способность влиять на поведение окружающих

3,549019608

2,642857143

0,049

Способность структурировать социальные взаимоотношения

3,62745098

2,333333333

0

Сильное стремление к ответственности и завершению дела

4,254901961

2,571428571

0

Стрессоустойчивость

3,803921569

2,666666667

0

Креативность

3,470588235

2,452380952

0,005

Справедливость и беспристрастность

3,980392157

2,928571429

0

Учителя, работающие во 2 «А», 2 «Б» и 2 «Г» классе отметили, что все заявленные качества у оцениваемых лидеров развиты на уровне выше среднего (Таблица 1). Среди лидеров на высоком уровне (4<) развиты качества «Способность выслушать чужое мнение» (4,078431373 из 5) и «Сильное стремление к завершению дела» (4,254901961 из 5).

Качество «Способность влиять на поведение окружающих» по критерию Крускала-Уоллиса является менее значимым по сравнению с остальными.

У аутсайдеров развитие лидерских качеств находится на уровне ниже среднего. Хуже всего у изгоев развито качество «Способность структурировать социальные взаимоотношения» (2,333333333 из 5).

Полученные данные мы использовали в дальнейшем для поиска корреляций между шкалами.

Таблица 2

Исследование взаимосвязи лидерских качеств истатусной позиции вгруппе

Лидерские качества

Пол

Деловой лидер

Эмоциональный лидер

Наличие организаторских навыков

-,182

,351**

,236*

Способность выслушать чужое мнение

-,354**

,591**

,520**

Способность влиять на поведение окружающих

-,159

,325**

,214

Способность структурировать социальные взаимоотношения

-,162

,515**

,466**

Сильное стремление к ответственности и завершению дела

-,323**

,565**

,486**

Стрессоустойчивость

-,350**

,544**

,536**

Креативность

-,235*

,462**

,392**

Справедливость и беспристрастность

-,116

,484**

,380**

*p<0,05, **p<0,01

Исходя из результатов исследования взаимосвязи лидерских качеств и статусной позиции в группе (Таблица 2) мы выделили следующие закономерности:

‒ все лидерские качества, которые выбрали эксперты являются значимыми для деловых лидеров;

‒ такие качества как способность выслушать чужое мнение, сильное стремление к ответственности и завершению дела;

‒ стрессоустойчивость и креативность в большей степени являются характеристиками девочек;

‒ для эмоционального лидера в начальной школе способность влиять на поведение окружающих не является значимым лидерским качеством.

Подлинное лидерство — это искусство, в котором от личности требуются огромные эмоциональные, умственные и творческие усилия для того, чтобы стать таким ярким эмоциональным лидером, какие затребованы в каждых конкретных условиях вечно меняющегося мира. Такая личность должна обладать силой и упорством, а также способностью адекватно оценивать прошлое и предвидеть будущее, ясно представлять себе все последствия своих действий. Это — задача непростая. Суть лидерства — суметь принять тот вызов, который жизнь бросает лично тебе, семье, коллективу. Суть лидерства — достойно встретить этот вызов, суметь преодолеть все трудности, учиться, расти и идти вперед.

Таким образом, основная идея большинства форм педагогической активности есть создание условий для развития энергичной деятельностной позиции ребёнка, актуализация роли лидера, формирование лидерского опыта детей в совместно организованной социально значимой деятельности.

Литература:

  1. Тихомирова Е. И. Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/Е. И. Тихомирова.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
  2. Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства// Ярославский педагогический вестник. — 2004. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): качество, лидер, лидерская роль, младший школьный возраст, начальная школа, учитель.


Похожие статьи

Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся

Создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования

Похожие статьи

Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся

Создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников

Использование результатов процедур оценки ВПР в повышении качества школьного образования

Задать вопрос