Театрализация как средство психолого-педагогического сопровождения младших школьников
Панкова Юлия Валериевна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 2097 г. Москвы
Совсем недавно целью начального образования было обучение письму, счёту, чтению, и оценивался уровень знаний, умений и навыков обучающихся.
Сегодня новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, закладывают основу для формирования учебной деятельности ребёнка — умение понимать, планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат. Таким образом, целью начального образования является личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие компетентностной личности, является важнейшей задачей современной системы образования. Поэтому оцениваются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Почему традиционные формы обучения утратили свою актуальность? Главным недостатком традиционных форм обучения является то, что обучающиеся являются пассивными участниками учебного процесса. Следовательно, они не участвуют в постановке цели, а принимают её в готовом виде, не планируют свою работу самостоятельно, а следуют предложенной инструкции, не отбирают информацию, а используют заготовленные материалы. Формирование компетентностной личности, владеющей универсальными способами учебной деятельности, информационно-коммуникационными технологиями и направленной на саморазвитие и самосовершенствование — это та задача, которую ставит перед учителем Стандарт, а названные недостатки препятствуют реализации компетентностного подхода, достижению целей и задач Стандарта.
Каждый учитель задумывается над тем, как построить урок, чтобы реализовать требования Стандарта?
Одной из эффективных форм является театрализация.
Театрализация — это использование средств театра в педагогическом процессе.
Театральное искусство — эффективное средство воспитания творческой личности. Вхождение театра в учебный процесс помогает не только расширить кругозор учащихся, но и способствует формированию их коммуникативных компетенций, развитию образного мышления, воображения, памяти, выразительности речи. Сыгранный однажды эпизод, останется в памяти ребят, как некое творчество, ценность. Ученики, подражая любимым героям, сопровождают свою, порой нескладную речь, мимикой, жестами, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму человека, но и к его чувствам.
Не будем забывать индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в активном движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления. Данный подход позволяет:
– осуществить вовлеченность всех детей в учебный процесс, вне зависимости от ведущего канала восприятия;
– эмоционально воспринимать литературное произведение;
– развить ассоциативное мышление;
– быть способным к коммуникации и сотрудничеству;
– использовать проблемный метод на уроке, который позволит пережить получение нового знания как собственного открытия, а его понимание воспринимать как личностную ценность;
– повысить познавательную мотивацию и сделать изучение предмета более успешным;
– овладеть средствами устного общения, голосом, жестами, мимикой;
– мотивировать детей на активное прочтение материала;
– объединить детей, родителей и учителей, для того, чтобы образовательный и воспитательный процесс стал более эффективным.
Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Дети становятся более устойчивыми к травмирующим событиям, могут выработать механизмы психологической защиты, преодолевать боязнь выступления перед большой аудиторией и решать самостоятельно свои проблемы.
Коллективная театрализация воздействует на личность ребенка целостно, раскрепощает его. В этот момент активизируются все имеющиеся у него возможности, идёт развитие всех ведущие психических процессов, создаются благоприятные условия для социализации ребенка, усиливаются его адаптационные способности, возникают чувства удовлетворения, радости, от выявления скрытых талантов.
Для того, чтобы урок отвечал современным требованиям Стандарта, на своих уроках внеклассного чтения я стала использовать элементы театрализации. Одной из форм театрализации стал «Театр теней».
Для осуществления задуманной постановки, мы с ребятами изучили в интернете сайты, рассказывающие о возможных вариантах представления в жанре «Театра теней». Узнали, что в театре теней возможно использовать тени рук или вырезанные из картона персонажи произведения. Нами был выбран второй вариант, так как он больше подходил нам по возрасту. В более старшем возрасте, возможно сделать театр теней при помощи рук. Это требует большей пластичности, умения и координации. Следующим этапом был выбор произведения. Очень удачным для постановки в «Театре теней» было выбрано произведение Р.Киплинга «Почему у слонёнка длинный хобот».
Далее мы приступили к изготовлению декораций и фигурок персонажей. Для этого нам потребовалось разные материалы и инструменты: картон, цветная бумага, канцелярский нож, ножницы, клей, скотч, калька, деревянные шпажки для шашлыка длинной 30 см, настольная лампа.
На уроках технологии ребята вырезали фигурки сказочных героев — наших будущих актеров, а также элементы для декорации экрана: деревья, траву, реку и другие элементы. К туловищам фигур, при помощи клея и скотча ученики прикрепили деревянные палочки. Для того, чтобы сделать экран, потребовалась помощь родителей, которые с радостью откликнулись на просьбу. Для театра потребовался картон толщиной 1,5–2 мм, размером 70*50 см. Для устойчивости конструкции были сделали по бокам экрана две опоры. Канцелярским ножом были вырезано внутри прямоугольное отверстие размером 60*40 см, и с изнаночной стороны на скотч прикреплена плотная непрозрачная матовая калька.
На лицевой стороне экрана приклеили декор: пальмы, траву, цветы, солнце и облака.
После того, как фигурки персонажей и театральный экран были готовы, начались репетиции спектакля. Это оказалось самым сложным, но в тоже время интересным. При показе необходимо держать фигурку близко к экрану, чтобы получился четкий силуэт. Источник света — лампа — должна стоять между экраном и кукловодом. Силуэт персонажа должен хорошо читаться. Если фигурку немного отставить от экрана, она увеличится в размерах. Так мы могли создавать на экране движущие фигурки, которые изображают сюжет сказки.
Театрализация идет в ногу со временем, не только потому, что способствует целостному развитию личности ребенка, но также может являться эффективной формой дистанционного обучения.
Учащиеся иногда по разным причинам не могут посещать школу в течение одного или нескольких дней. Но сделать учебный процесс продуктивным, даже если ребёнок не посещает школу, помогает использование дистанционных образовательных технологий. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые наравне с другими должны развиваться и получать образование. Ограниченность общения со сверстниками и бедность социального опыта вызывают затруднения при формировании социальной и коммуникативной компетентности, и это в своя очередь отрицательно сказывается на их социализации.
Но дистанционное обучение может являться выходом из сложившейся ситуации, позволяющим каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти удобный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни.
Литература:
- Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб.пособ. для студ., высших пед. учеб. заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. I.- 92 с.
- Григорьева Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению // Молодой ученый. — 2011. — № 7. Т.2. — С. 86–90.
- Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. — 175 с.
- Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М., 1974.
- http://iledebeaute.ru/culture/2012/9/1/26920/