Работа посвящена анализу одного из способов знакового документирования. Авторы рассматривают факторы, способствующие появлению фонодокументирования как средства фиксации звуковой информации, функции фонодокументов и возможности использования их в наше время.
Ключевые слова: документ, информация, знаковоедокументирование, фонодокументирование, фоно(аудио)документ, инструменты звукозаписи.
Информация ассоциируется в нашем сознании с совокупностью сведений, оперативно распространяющихся в обществе, и может быть охарактеризована, в частности, с точки зрения возможностей восприятия ее человеком: визуальная, аудиальная, осязательная, обонятельная и вкусовая информация. При этом наиболее актуальна для фиксации и использования в управленческой деятельности визуальная и аудиальная информация. Эта дифференциация предопределяет соответствующий аспект видовой классификации документов.
Документ рассматривается как закрепленная на материальном носителе информация, при этом вид информации требует использования определенного материального носителя и соответствующих инструментов, технических средств; таким образом создаются рукописные и машинописные текстовые документы, «звучащие» документы, фото-, кинодокументы и проч.
Фонодокумент как аудиальный документ содержит звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи, которая используется в том случае, когда получение информации возможно только с её помощью (запись голосов людей, животных, птиц, звучание музыкальных инструментов и т. д.) [2].
При фонодокументировании, используемом в управленческой деятельности, основной знаковой единицей является звучащее слово.
Появление и развитие фонодокументирования стало возможным благодаря развитию науки и техники.
Первые попытки зафиксировать звук были предприняты ещё в начале XIX века, когда английский физик Томас Юнг записал звуковые колебания камертона на зачерненной сажей бумаге [6].
В 1857 г. Леон Скотт создал фонаутограф — аппарат для записи звуковых колебаний, передаваемых через воздух.
В 1877 г. американскому изобретателю Томасу Эдисону удалось создать аппарат, получивший название фонограф, с помощью которого производилась не только запись, но и воспроизведение звука, записанного на валик. Параллельно в разных странах велись разработки других способов механической звукозаписи. В 1888 г. был изобретён граммофон, в котором использовались диски. В отличие от восковых валиков с диска оказалось гораздо удобнее делать копии, поэтому вполне закономерно фонограф постепенно был вытеснен граммофоном [3].
Механическая звукозапись на протяжении многих десятилетий была основным способом фонодокументирования, пока не уступила место магнитной звукозаписи. Идею о возможности использования явления остаточной намагниченности для записи звука высказал ещё в 1870 г. Смит. [] Первый аппарат магнитной записи, названный телеграфоном, был запатентован в 1898 г. Однако низкое качество звука не позволяло использовать это изобретение в практических целях на протяжении трёх десятков лет. Оно оказалось востребованным лишь в первой половине 1930-х годов, после того как были изобретены порошковая магнитная лента и электронные усилители записи и воспроизведения сигналов, обусловившие появление магнитофона [4].
Существует мнение, что использование фонодокументов инициировалось адвокатами — душеприказчиками завещателей.
Благодаря активному развитию фонодокументирования и инструментов звукозаписи, сегодня мы имеем возможность услышать голоса известных политиков и деятелей искусства. Несомненна историческая ценность имеющихся звукозаписей.
Следует отметить, что первые записи на грампластинках были очень короткими. На заре фонодокументирования время записи ограничивалось примерно 17 минутами. Умение уложить свое выступление в 15–17 минут свидетельствовало о высоком ораторском мастерстве выступающего, его умении четко и грамотно излагать свои мысли. Ярким примером такого мастерства, чьи выступления были записаны на грампластинки и транслировались в том числе и на радио, был Владимир Ильич Ленин.
В настоящее время фонодокументы используются едва ли не во всех областях человеческой деятельности: для записи хода совещаний, заседаний, деловых встреч, телефонных переговоров, деловых сообщений, устных распоряжений и указаний.
Значительное место занимает сейчас этот способ документирования в управленческой деятельности, придя на смену стенографированию. Стенография как скоростная запись звучащей речи, появившаяся еще в Древней Греции и успешно применявшаяся в течение многих веков, в настоящее время в значительном большинстве случаев заменяется аудиозаписью хода собраний, заседаний, брифингов и т. п. [5]
Фонодокументы широко используются в судопроизводстве. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) 2002 г. впервые разрешил применять аудио- и видеозаписи в качестве самостоятельного средства доказывания. Ранее в судебной практике аудио-, видеозаписи не рассматривались как разновидность вещественных доказательств. Сейчас же закон гласит, что «в качестве доказательств допускаются … аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы», если они содержат «сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела» 1].
Фонодокументы широко применяются для фиксации «кризисных» ситуаций. Огромную роль в таких случаях играют «черные ящики» — сложный механизм, в задачу которого входит фиксация и запись любых звуков. Широкое распространение «черные» ящики получили в авиации, где зачастую именно они помогают выяснить причину неисправности самолета или его гибели.
Стоит обратить внимание и на бытовое использование фонодокументирования. Так, получили широкое распространение автоответчики, где заранее записанное сообщение оповещает звонящих о том, что владелец телефона не может ответить на звонок. Современное программное обеспечение позволяет надиктовывать текст с последующей его пересылкой адресату и распечатыванием.
Таким образом, фонодокументирование находит в настоящее время широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Возможность сохранить в фонодокументе не только информацию, но и интонацию, тембр, ритмику и другие характеристики речи говорящих, несомненно, обогащает получаемые сведения.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138 – ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)// Собрание законодательства РФ, 13.01.1997.
- ГОСТ 7.69–95 СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения // Вестник архивиста. 1997. № 5.– С.67–71.
- Аполлонова, Л.П., Грамзапись и её воспроизведение. //Л. П. Аполлонова, Н. Д. Шумова. — М.: РУДН, 1978. –508 с.
- Аполлонова, Л.П., Шумова, Н. Д. Механическая звукозапись.– М.: Энергия, 1978. — 410 с.
- Барыкин, К. А. Пишу, печатаю, диктую…Рассказы о журналистском инструментарии. История. Техника применения. Разбор практики. Советы. М.,1979.– 478 с.
- Введенский, Б. С. Развитие оптических носителей и устройств записи и воспроизведения сигналов // Итоги науки и техники. Серия: Радиоэлектроника. М.: ВНИТИ, 1991. Т.43. — С. 88.