Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего исследования были рассмотрены лингвистические и экстралингвистические средства при создании ников. Статья предназначена для широкого круга читателей и всех тех, кого интересуют процессы, происходящие в языке онлайн-коммуникации.
Ключевые слова: онлайн-коммуникация, никнейм, репрезентативность, лингвистические средства языка, экстралингвистические средства языка, транслит.
В последние десятилетия Интернет-технологии значительно расширили грани реальности, создав уникальны виртуальный мир в сети Интернет со своими социальными группами, сообществами. Но, несмотря на то, что средства и принципы общения в подобных интернет сообществах сильно расходятся с реальностью, тем не менее, у каждого пользователя имеется свой идентификатор, который будет его выделять среди других, создавая при этом новое «я» и прессупозиционную основу для других пользователей. Данный идентификатор закрепился как термин «никнейм».
Интернет представляет широкий спектр самопрезентации с позиции, независящей от личности. Виртуальная среда создает уникальный контекст, в котором человек способен экспериментировать с образом собственной личности.
Для начала определим, что такое «никнейм». «Никнейм — имя, данное кому-либо, которое не является реальным именем и часто связано с внешностью или поступками». Само же английское слово nickname активно заимствуется другими языками, в частности русским. Несмотря на то, что слово «никнейм» расширило область своего значения, оно сохранило свое первоначальное свойство — анонимность (использование в качестве псевдонима).
Создание/ выбор никнейма является весьма специфическим процессом, связанным с виртуальной сферой использования этого самого никнейма. Существует условное разграничение онлайн-коммуникации на электронную почту, чаты, социальные сети и игровые сервиры.
Создавая никнейм для электронной почты, пользователю важно, чтобы он легко запоминался, еще важнее — ассоциировался у других пользователей именно с ним, вследствие чего, анонимность, как правило, вообще исчезает или отступает на второй план. Поэтому в Интернете, во многих языковых сообществах, стало привычным использовать акронимы из фамилии, имени, отчества, или полные имена, но непременно с указанием года рождения. Например, Luоstost@gmail.com, yulya_95@mail.ru. Смеем заметить, что никаких специальных лингвистических средство в данных примерах не обнаружено.
В чатах ситуация складывается несколько иначе, в связи с тем, что чат, как правило, имеет несколько комнат, которые отсортировывают собеседников по интересам и темам бесед. В данном случае критерием отбора чат-никнеймов является связь виртуального имени с темой комнаты чата. Например, если тема чат-комнаты футбол, то в списке собеседников можно обнаружить имена многих знаменитых футболистов, как то: Rooney9, Freek1ck, Barca_Fan и др. Нами обнаружено, что в социальных сетях и игровых сервирах наличествует значительное раскрепощение в средствах и способах написание никнейма. Написание никнеймов с орфографическими и грамматическими ошибками, на манер разговорной речи, способствуют сближению собеседников перед началом общения. Никнеймы могут постоянно меняться сопутствуя цели удовлетворения нужд и желаниям участников. Они относятся к никнеймам временного типа, поэтому их написание, репрезентативная ценность и уникальность отходят на второй план. Никнеймы в социальных сетях преимущественно отражают интересы отдельного пользователя, где экстралингвистические средства используются как визуальные украшения: M!K!M!@US, St3v3dubzTV и др. В отдельных случаях в качестве ников используются высказывания прославившихся в Интернете личностей: Ананас и абрикос, biches!!
Наиболее сложными по своему строению и эффекту являются никнеймы на игровых серверах. В подавляющем большинстве они относятся к типу постоянных, но редко отражают личностные интересы, а служат скорее для создания репрезентационной атмосферы. Коммуникация на игровых серверах строится на соревновательной основе. Поэтому никнеймы, как правило, содержат в себе компонент устрашающего характера, что, конечно же, преследует цель выделения, возвышения над другими участниками. На заре развития Интернета в русском сообществе ситуация была упрощена в силу отсутствия лингвистического и экстралингвистического разнообразия в никах из-за слабого уровня владения английского языка и недостаточном опыте в интернациональном общении. В самом начале XXI века среди русских пользователей преобладают пока еще простые ники, как то: hunter, killer, voron и проч. В настоящее время говорящие на русском языке используют уникальную возможность по созданию никнеймов — транслит, то есть написание русского слова буквами латинского алфавита. Например, ХВОСТ,FUZ.!9mA.
Примерно половинная аудитория пользователей Интернет создает виртуальный образ, который является идеализацией личности или вовсе не соответствует реальности. Таким образом, создается виртуальная личность и ее уникальная репрезентация. А никнейм — виртуальная оболочка личности пользователя, которая зачастую не совпадает с реальностью, но основывается на взглядах, предпочтениях человек с целью создания эмоционального фона общения.
Литература:
- Бажунова, А. С. Роль сетевого имени (никнейма) во взаимодействии субьектов виртуальной коммуникации: автореф. дис. …канд.филол.наук. — М., 2012.
- Башаева, Б. Никнейм как явление ономастики: лексико-грамматическая характеристика. URL: http://www.sugi-obninsk.ru|/index.php?set=cont&id=60
- Жичкина, А. В. Социально-психологические аспекты общения в интернете. URL: http://flogiston.ru/frticles/netpsy/refinf.html
- Кушнир А. Чат как драма. URL: http://сетевая литература.рф/teoriya/кushner.html